Круглый стол для педагогов "Признаки, позволяющие заподозрить применение физического и эмоционального насилия""
17.11.2023
КРУГЛЫЙ
СТОЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПРИЗНАКИ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ЗАПОДОЗРИТЬ ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСИЛИЯ»
Одной из главных проблем, с которой приходится сталкиваться в дошкольных образовательных учреждениях – обеспечение безопасности участников образовательного процесса. Она должна решаться, опираясь на предыдущий опыт и накопленные знания.
Дети – самая незащищенная, уязвимая социальная
группа. «Проблемные» родители – не вина ребёнка, а его беда и несчастье.
Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и
психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных
учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо
повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение
взаимодействовать с родителями, проведение всевозможной работы по профилактике
жестокого обращения с детьми.
Выделяют несколько видов жестокого обращения: психическое
насилие, физическое насилие, отсутствие заботы (пренебрежение нуждами ребенка),
сексуальное насилие. Среди видов жестокого обращения три приобрели форму
насилия над ребенком. Давайте вспомним и поговорим подробнее о психологическом
насилии (его еще называют эмоциональным).
Психологическое (эмоциональное) насилие— это
поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных
формах (унижение, оскорбление, обвинения в адрес ребенка, брань, крики,
принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка
насилия по отношению к супругу или другим детям и т. п.). Психологическое
насилие происходит не только в семьях, но, к сожалению, и в детских садах.
Можно, например, услышать фразы «вот непутевый», «а ты то, чем лучше его», «мы
с ребятами с тобой больше разговаривать не будем», «что из тебя вырастет», «ты
посмотри бесстыдник какой» и т.п. Думаю, в нашем детском саду таких
ситуаций не возникает.
А сейчас давайте вспомним и приведем примеры каковы особенности
состояния и развития ребенка, испытывающего психологическое насилие? (ответы
педагогов)
·
задержка физического и психического
развития;
·
невозможность сконцентрироваться,
плохая успеваемость;
·
низкая самооценка;
·
эмоциональные нарушения в виде агрессии,
гнева(часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
·
избыточная потребность во внимании;
·
депрессия, попытки суицида;
·
неумение общаться со сверстниками
(заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
·
ложь, воровство, девиантное (или
"отклоняющееся", асоциальное) поведение;
·
нервно-психические и психосоматические заболевания:
неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные
заболевания, астма и др.).
Можно сделать вывод, что именно психологическое насилие,
приводит к стойким личностным изменениям, которые влияют, прежде всего, на
развитие личности и препятствуют возможности ребенка реализовать себя в
будущем.Мы с вами вспомнили про особенности психического насилия над детьми,
теперь мы остановимся на обсуждении физического насилия.
Физическое насилие −
действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых нанесения
ребёнку побоев, травм, повреждений, увечий. К сожалению, физическое насилие
применяют даже в детских садах. К примеру, во время тихого часа неспящего
ребенка ставят на ноги/выводят в туалет/раздевалку, хватают за руку бегущего
ребенка и т.д. Но я уверенна, что наш детский сад не входит в это число и никто
из нас не применяет подобное насилие к детям.
Как же мы с вами можем распознать применение физического
насилия над ребенком? (ответы педагогов)
·
синяки, ссадины,
раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами,
сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
·
ожоги горячими
жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую
воду), а также на ягодицах;
·
повреждения и
переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
·
выбитые и расшатанные
зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
·
участки
облысения, кровоподтеки на голове;
·
повреждения
внутренних органов.
Можно сделать вывод, что физическое насилие может оставлять
заметные повреждения на теле и внутренних органах ребенка. Это насилие очень
опасно, ведь в крайних случаях может привести к летальному исходу.
Уважаемые коллеги, сейчас вам
будет представлен фильм Ролана Быкова, известного вам как сценариста фильма
«Чучело». Предлагаю приступить к просмотру фильма с привлекающим названием «Я
больше сюда никогда не вернусь». После просмотра вам будут представлены вопросы
для обсуждения. (просмотр фильма)
·
Вы
просмотрели короткометражный фильм. О чем он?
·
Как бы вы
описали жизнь матери? Какой она была? Жизнь матери строилась только на
удовлетворении своих потребностей и ухода от реальности, проблем в виде
спиртного. Она не придает смысла ничему, от работы до семьи, ей все в тягость.
Мать – антисоциальная личность, не реализовавшая себя ни в едином аспекте жизни
и отражающая свое недовольство жизнью на детях.
·
Какие виды и
формы насилия применяла к своему ребенку мать? Приведите примеры из фильма. Психическое
насилие: отвержение, оскорбление, унижение, брань, крики. Физическое насилие:
побои.
·
Каково
эмоциональное и физическое состояние ребенка. Опишите. Эмоции девочки негативные,
она напугана, расстроена, чувствует беспомощность, ненужность, вынуждена
изолироваться физически и психологически и как следствие – уходит из дома. Физическое
состояние изнеможденное, девочка голодна, на теле синяки на губах травмы,
кровотечение. Нарушение самооценки, утрата веры в себя, затруднения в развитии
и социализации, утрата способности к самоуважению. Ребенок физически и духовно
сломлен. Девочка чувствует себя не ребенком, а инструментом манипуляций матери.
·
Если не
смотреть первую часть фильма с матерью, как можно было заподозрить применение
насилия над ребенком? Показательным в данному вопросе стало взаимодействие
ребенка с игрушками: общение, тактильный контакт, что позволяет определить
отношения в семье. Ребенок перенаправляет свои чувства, поступки, проигрывает
настоящие ситуации в семье и переносит их в игру на игрушки.
·
Как в итоге
повлияла мать на жизнь своего ребенка? Мать деформировала и нарушила психическое
развития ребенка (поведенческий, интеллектуальный, эмоциональный, волевой,
коммуникативный, личностный аспекты) и довела ребенка до суицида.
Спасибо всем за развернутые
ответы. Картина фильма описывает как мать-алкоголичка избивает и выгоняет
шестилетнюю Любу из дома. Ребёнок убегает в укромный уголок в лесу, где прячет
свои игрушки. Она играет с ними, копируя свою жизнь, полную кошмаров, побоев и
ругани матери. Ничего другого она просто не знает. Потом она идёт домой, но
вспоминает, что её ждёт. С криком «я сюда больше никогда не вернусь» девочка
бросается с обрыва в реку и попадает на небо.
Для того, чтобы таких ситуаций не
происходило, мы с вами прикладываем все возможные усилия для профилактики
жестокого обращения с детьми в семье. Приведите, пожалуйста, примеры о том
какую профилактическую работу мы совершаем в данном направлении с родителями (ответы
педагогов).
·
создание доверительно-делового контакта
с родителями (позволяет высказывать проблемы с целью поиска решения сложившихся
ситуаций, активизировать внутренние ресурсы семьи, просить о помощи и делиться
наблюдениями, узнавать информацию о социализации и обучении ребенка, его
особенностей психики и поведения вне дома, происходит выработка конструктивных
навыков взаимодействия)
·
участие родителей в работе дошкольного
учреждения (родительский комитет); (позволяет делиться родительским опытом
решения ситуаций, позволяет выработать стратегии взаимодействия ДОУ и родителей,
позволяет вовлечь родителей в совместную работу, повышение воспитательного,
культурного уровня семьи)
·
изучение семьи: беседы, анкетирование,
тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением
детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр (позволяет
узнать стратегии и стиль воспитания в семье, позволяет оценить уровень риска,
которому подвержен ребенок, и способность членов семьи защитить его;
способность оценивать обстановку в семье, а также заметить и распознать
факторы, которые повышают риск жестокого обращения с детьми или, напротив,
могут быть квалифицированы как сильные стороны, которые обеспечивают
безопасность детей)
Как вы думаете, что мы какие действия должен предпринять
педагог, заподозрив жестокое обращение с ребенком в семье? (ответы
педагогов)
Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во
власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в
себе.
Педагог при подозрении в жестоком обращении должен
постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая
внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей
или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если вы
видите, жестокое обращение или пренебрежение по отношению к ребенку обязательно
сообщите об этом. Каковы же действия педагогов при подозрении в применении
насилия:
1. Постараться поговорить с самим ребенком, внимательно
выслушать его. Верьте ребенку, если он Вам открылся, и окажите ему поддержку.
Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и
поведенческих особенностей.
2. В обязательном порядке поговорить с родителями или
лицами, их заменяющими.
3.Обратиться в травмпункт или другое медицинское учреждение
для регистрации полученных повреждений.
4. Подключить к решению проблемы полицию или прокуратуру.
5. Обратиться в органы опеки и попечительства по месту
жительства ребенка.
*Полученные данные нужно заносить в специальный дневник или
«Карты индивидуального сопровождения ребенка», которые у нас есть на группах.
*Предпринятые педагогом действия должны привести к
подтверждению или опровержению факта насилия.
*Будьте готовыми к тому, что виновники насилия, родители или
работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не
желая выносить "сор из избы", станут всячески отрицать произошедшее.
Уважаемые
педагоги, мы с вами вспомнили и проговорили основные важные моменты нашей темы.
Последним, но не менее важным, остается момент представления вам памяток и
раздаточных материалов по работе с родителями. На группу раздаются «Рекомендации
для родителей по профилактике жестокого обращения» (повесить в уголок
психолога), «Четыре заповеди мудрого родителя» (вывесить в информационный
уголок, отслеживать активность родителей), «Возрастные особенности домашнего
насилия» (по возрастам от дошкольного до юношеского – будет интересно и полезно
многодетным родителям), памятка «Жестокое обращение с детьми» (прописаны
признаки жестокого обращения, заповеди
воспитания, влияние физического насилия на личность ребенка), стендовый
материал «Как предотвратить жестокое обращение с ребенком».

Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.07.2022
Дата обновления: 09.07.2024
Дата публикации: 17.11.2023