Взаимодействие с семьями, находящимися в социально опасном положении

Нормативно-правовая база

Постановление Правительства Свердловской области № 188-ПП «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также иных организаций, расположенных на территории Свердловской области, по выявлению и учету несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении»

 

ПОНЯТИЯ И ФОРМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Формы насилия над детьми.

Физическое насилие- действие (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребенка

1. Поведенческие и психологические индикаторы:

· задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

2. Признаки физического насилия над ребенком:

Раны и синяки:

· разные по времени возникновения;

· в разных частях тела ( например, на спине и груди одновременно);

· непонятного происхождения;

· имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

Ожоги:

· типография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округленные контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

Укусы:

· следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную или овоидную формы; отпечатки верхних и нижних резцов прямоугольной, премолярной формы, типично наличие кровоподтеков.

«Синдром тряски ребенка»:

· возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга;

· у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глазах, тошнота, рвота, потеря сознания; одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия – синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки пальцев.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

· родители поздно обращаются за медицинской помощью или инициатором обращения являются другие люди;

· следы травм различной давности;

· родители дают противоречивые, путанные объяснения случившемуся4

· обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

· не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

· отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

· повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинского обслуживания, присмотре.

Влияние на ребенка:

· не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес4

· ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

· нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние ребенка;

· не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

· устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

Психическое насилие над детьми (эмоциональное дурное обращение с детьми):

· обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

· принижение его успехов, унижение его достоинства;

· отвержение ребенка;

· длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

· принуждение к одиночеству;

· совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

· причинение боли домашним животным с целью запугивания ребенка.

Влияние на ребенка:

· задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

· импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

· попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни (у подростков);

· уступчивость, податливость;

· ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

· депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

Информация для педагогов 

Признаки поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежении родителями своих обязанностей

- утомленный, сонный вид;

- санитарно-гигиеническая запущенность;

- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;

- задержка роста, в речевом, психомоторном развитии;

- привлечение внимания любым способом;

- проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием;

- ребенок не ухожен, одет не по сезону и не по погоде, грязная рваная одежда (на замечания воспитателя по поводу внешнего вида родители не реагируют);

- родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде, родители нигде не работают, не состоят на учете пот безработице и не имеют постоянного источник дохода;

- ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются;

- при посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам;

- характер взаимоотношения в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: драки, аморальный образ жизни родителей.

Признаки, позволяющие заподозрить применение физического насилия над ребенком

Внешний вид ребенка и характер травм:

- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или заживающие);

задержка физического развития (отставание в весе и росте);

- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Возраст 3-6 лет:Хочу такой сайт

- примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

- пассивная реакция на боль;

- болезненное отношение к замечаниям, критике;

- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

- псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

- негативизм, агрессивность;

- жестокое отношение к животным;

- лживость, воровство;

- склонность к поджогам.

Поведение родителей или попечителей:

- противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее;

- несвоевременное обращение за медицинской помощью;

- инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

- обвинение в травмах самого ребенка;

- неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;

- отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

- невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;

- рассказы о том, как их наказывали в детстве;

- признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.).

Признаки, позволяющие заподозрить применение эмоционального насилия

Психическое состояние и физическое развитие ребенка:

- задержка физического и умственного развития;

- нервный тик;

- энурез;

- печальный вид;

- различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

Поведение ребенка:

- беспокойство или тревожность;

- нарушение сна;

- длительно сохраняющееся подавленное состояние;

- агрессивность;

- склонность к уединению;

- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

- низкая самооценка;

- нарушение аппетита.

Поведение взрослых

- нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;

- оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

- постоянное чрезмерное критичное отношение к нему;

- негативная характеристика ребенка;

- отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;

- перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

- открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка - признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

- утомленный, сонный вид, опухшие веки;

- санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

- низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

- задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

- задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенка;

- частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;

- повторные случайные травмы или отравления;

- постоянный голод и (или) жажда;

- кража пищи;

- требование ласки и внимания;

- подавленное настроение, апатия;

- агрессивность и импульсивность.

Особенности внешнего вида ребенка, характер травм, психического состояния и поведения, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:

- заболевания, передающиеся половым путем,

- повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;

- резкие изменения веса;

- психосоматические расстройства;

- страхи, ночные кошмары;

- несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

- несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.

 

Порядок наблюдения за детьми с целью выявления семейного неблагополучия и факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья воспитанников в МАДОУ Детский сад № 1, находящихся в социально опасном положении.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ Об ответственности и контроле за ведение учета воспитанников и семей, в социально опасном поолжении в МАДОУ Детский сад № 1.pdf (скачать) (посмотреть)
Памятка по ранней помощи.pdf (скачать) (посмотреть)
План работы по выявлению и профилактике раннего семейного неблагополучия на 2022-2023 уч. год.pdf (скачать) (посмотреть)
План работы комиссии о профилактике работе с семьями, находящимися в социально – опасном положении на 2021-2022 учебный год.pdf (скачать) (посмотреть)
План работы по профилактике жестокого обращения с детьми на 2022-2023 учебный год.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».