Программа по работе с одаренными детьми Одаренный ребенок МАДОУ Детский сад № 1

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Пояснительная записка
2. Цель и задачи программы
3.
Основные составляющие и методические рекомендации программы
психолого-педагогического сопровождения одарённых детей
4. Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными
детьми
5. Направления работы в рамках программы
6.
Основные этапы реализации программы
7. Формы работы с одаренными детьми
8. Ожидаемые результаты
9. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
10. Формы
организации
учебно-воспитательной
деятельности
с
одаренными детьми

Введение
Современное состояние системы образования характеризуется всё
большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала
развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых,
значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей
потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением,
способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных
детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи,
памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать
одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более
высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах
деятельности по сравнению с другими людьми.
Детство является очень благоприятным периодом для развития
одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает
практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны,
ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и
родителей необходимых знаний о методах выявления и развития
одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике
дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки
целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического
коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых
дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные
институты, широкая общественность.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными
детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников
в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и
обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия
для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для
выявления скрытой до определенного времени одаренности других
воспитанников.

1. Пояснительная записка
Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности
является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый
ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при
благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность
каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. Для всех детей
главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для
раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их
последующей реализации в профессиональной деятельности. Следует
подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает
надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким
образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не
затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания
и обучения одаренных детей в детском саду.
Занимаясь диагностированием детей в нашем дошкольном учреждении,
мы обнаружили следующее: результаты диагностики выявили достаточно
большое количество детей с высоким и выше среднего уровнем интеллекта и
креативности. При этом имеет место выше среднего уровень невротизма в
этой же группе детей, вызванный, видимо, как объективными факторами, так
и психосоциальными особенностями неординарных детей. Наличие
неординарных детей в нашем учреждении повлекло за собой составление
модели управления процессом психолого-педагогического сопровождения
работы с одарёнными детьми внутри дошкольного учреждения. Мы
поставили перед собой цель – теоретически обосновать, разработать и
апробировать эту модель внутри дошкольного учреждения.
Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная
активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной
нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых
образов и легкость манипулирования ими. Преобладающими чертами
дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение,
нестандартность
мышления,
кроме
этого,
проявляется
особая
чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для
развития творческих способностей в образовательных учреждениях
необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности,
проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их
способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия
педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из
приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является
работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более
широкой проблемы реализации творческого потенциала личности.
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.

2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание оптимальных условий для выявления,
формирования и развития талантливых и одаренных детей, их
самореализации в соответствии со способностями.
Воспитательная
цель:
воспитание
личности,
обладающей
коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на
фоне высоконравственных убеждений.
Образовательная цель: расширение единого образовательного
пространства детского сада для социально значимой реализации
индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Развивающая цель: развитие способностей одаренных детей к
включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от
реальных потребностей региона, страны и самой личности.
Задачи программы:
 выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях
ДОУ;
 проанализировать основные направления работы с талантливыми и
одаренными и детьми в ДОУ;
 интеграция основного и дополнительного образования;
 разработать план мероприятий для развития творческой, психомоторной
(спортивной) и академической одаренности детей;
 повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по
вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.
Механизмы реализации программы
1. Внедрение в практику мониторинга одаренности и ее дальнейшего
развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию
и современные подходы к работе с одаренными детьми.
2.
Совершенствование
технологии
портфолио
для
построения
индивидуальной траектории развития, как педагога, так ребёнка.
3. Основные составляющие и методические рекомендации
программы психолого-педагогического сопровождения одарённых
детей:
1.
Использовать перспективное планирование для организации
систематического интеллектуально познавательного развития одарённых
детей.
2.
Помнить
о
познавательной
нагрузке
образовательной
деятельности. С целью оптимизации можно использовать:
 блоки дополнительной информации для индивидуального или
группового воздействия;
 модификационные и усложнённые варианты развивающих игр и
упражнений.
3.
В занятиях познавательного цикла должны присутствовать
следующие блоки:
 вводящие новую информацию (навыки, операции);

 закрепляющие новую информацию;
 систематизирующие новую информацию.
4.
Использовать в работе комплексные занятия, комбинированные
занятия,
психолого-педагогические
тренинги.
Это
способствует
структурированию интеллектуального развития на основе цепи: восприятие –
мышление – воображение.
5.
Систематически проводить:
 контрольные срезы для выявления умений, знаний и навыков в
соответствии с программным содержанием (1-2 раза в месяц);
 психолого-педагогическую диагностику для выявления динамики
психолого-педагогических характеристик развития (2 раза в год).
4. Общие принципы учебно-воспитательного процесса с
одаренными детьми:
Основополагающими подходами к работе с одаренными детьми
являются:
1. Системный подход, который реализуется через:
 интеграцию различных форм воспитания и обучения одаренных детей
на всех этапах становления, развития их личности (детские дошкольные
учреждения, школы всех типов, внешкольные учреждения и т.д.);
 интеграцию различных предметов и видов искусств на всех стадиях
развития одаренных детей, учитывая их способности;
 взаимосвязь образования, обучения и воспитания одаренных детей с
развитием общей культуры в различных видах и формах занятий,
творческой деятельности детей;
 взаимодействие обязательных занятий и факультативных форм (в том
числе спецгруппы, кружки, секции и т.д.), избираемых в соответствии с
индивидуальными способностями, склонностями и интересами
одаренных детей;
 направленность на формирование целостной индивидуальности
дошкольника
как
системы,
включающей
интеллектуальную,
нравственную и эмоционально-волевую сферы;
 обеспечение тесного взаимодействия сотрудничества всех субъектов
учебно-воспитательного процесса (педагогов, родителей и самого
одаренного ребенка);
 наличие соответствующей подсистемы организационно-методического
обеспечения (подбор педагогических кадров, их стимулирование,
подготовка и издание методических рекомендаций, разного рода
инструктивных материалов, проведение конференций, семинаров и т.д.).
2.
Деятельностный подход призван содействовать раскрытию в
человеке творческого потенциала, развитию потребности и способности
преобразовывать окружающую действительность и самого себя «по законам
разума, красоты и добра».
3.
Принцип индивидуализации в обучении и развитии одаренных
детей заключается в том, что каждый одаренный ребенок должен
воспитываться, обучаться и развиваться по индивидуальной программе,
содержание которой направлено на реализацию его непосредственных

интересов и способностей. Однако ни в коем случае нельзя замыкать ребенка
в рамках того увлечения, в котором раскрывается его одаренность, т.е. нельзя
не учитывать и общее развитие ребенка, что предполагает овладение им
обязательным программным материалом.
4.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания,
обучения и развития одаренных детей предполагает, во-первых, что процесс
развития одаренности будет протекать постепенно – от самого раннего
детства до завершения образования, вступления в самостоятельную жизнь.
Во-вторых, основополагающие элементы творческих способностей,
восприятия и деятельности, заложенные в самом начале (в семье, в других
формах занятий с дошкольниками) будут последовательно проходить все
более усложняющиеся этапы развития, видоизменясь в целом, но сохраняя и
обогащая главное – способность восприятия разных дисциплин и искусств,
потребность самовыражения и личного участия в активном преобразовании
действительности.
5.
Принцип
развития
важен
для
целенаправленного
программирования работы с одаренными детьми. Содержание и формы
творческой деятельности одаренных детей надо организовать таким образом,
чтобы на первом плане были не престижные цели и прагматические задачи, а
последовательное развитие способностей, восприятия, интереса к разным
видам деятельности, искусств.
6.
Комплексный подход к работе с одаренными детьми
предполагает реализацию и взаимодействие следующих принципов:
 принцип комплексности в преподавании различных предметов и искусств
на интегративной основе;
 принцип психологической готовности одаренного ребенка заняться
любимым делом, именно тем, в котором он проявляет свою одаренность.
Если ребенок почувствует насилие над собой взрослого, то даже к
любимому делу он будет относиться с отвращением;
 принцип «комфортности» в обучении включает создание благоприятных
условий для его творчества (математического, музыкального,
литературного и т.д.);
 принцип «скорой помощи» заключается в следующем: нельзя откладывать
на потом ответы на вопросы ребенка, покупку каких-то игр, музыкальных
инструментов,
приборов.
Потом
все
это
может
оказаться
невостребованным и уже ненужным;
 принцип полифонии. Суть этого принципа в том, что особенно на раннем
этапе развития детей необходимо, чтобы во время процесса обучения у
ребенка были задействованы все органы чувств.
В обучении одаренных детей дошкольного возраста применяются
четыре основных стратегии обучения:
1.
Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и
возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным
темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и
только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития
одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения

применение других форм организации учебно-воспитательной деятельности
не представляется возможным.
2.
Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям,
которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной
конкретной области знания или области деятельности. При этом
предполагается более глубокое изучение ими этих знаний, деятельности.
3.
Обогащение. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей
оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных
занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности.
4.
Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование
личностного развития воспитанников. Специфика обучения в этом случае
состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся
сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что
способствует формированию у воспитанника личностного подхода к
изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана
сознания. Как правило, такие программы не существуют как
самостоятельные. Они являются либо компонентами обогащенных программ,
либо реализуются в виде специальных учебно-воспитательных программ
Но практика показывает, что существуют проблемы и
нереализованные возможности в организации работы с одаренными детьми,
которые выражаются в следующих противоречиях:

между необходимостью создания нормативной и учебноматериальной базы для организации работы с одаренными детьми и
отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее
осуществления в ДОУ;

между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к
обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в
области образования, которые им предоставляются;

между огромными потенциальными возможностями развития
одаренного ребенка и несоответствием общего уровня культуры;

между специфичностью и проблемностью развития одаренных
детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и
родителей.
Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном
и системном подходе к проблеме.
Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего
педагогического коллектива детского сада, родителей воспитанников и
общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и
возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности
ДОУ. Реализация программы «Одаренные дети» позволит систематизировать
эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.
5. Направления работы в рамках программы

Координационное направление:
 организация работы всего коллектива детского сада;
 обеспечение нормативно-правовой базы;
 ресурсное обеспечение;

 контроль и анализ деятельности.
Диагностическое направление:
 формирование банка методического обеспечения для выявления
одаренности;
 проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления
одаренных детей;
 проведение диагностики одаренных детей;
 диагностика условий обучения и развития одаренных детей;
 создание банка данных «Одаренные дети ДОУ».
Кадровое направление:
 определение критериев эффективности педагогической работы с
одаренными детьми;
 повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
 оказание информационной, методической и финансовой помощи
педагогам;
 создание творческой группы педагогов, работающих с одаренными
детьми;
 создание условий для отработки и применения новых педагогических
технологий.
Развивающее направление:
 создание образовательной среды для развития одаренных детей;
 организация занятий интеллектуальной, художественно-эстетической
направленности;
 создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах и других
интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;
 обеспечение материально-технической базы;
 создание системы психологического сопровождения одаренных детей;
 использование информационно-коммуникационных технологий.
Информационное направление:
 организация работы библиотеки;
 создание банка образовательных программ, диагностических и
методических материалов;
 информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.

6. Основные этапы реализации программы
Название этапа

Время
проведения

Цель

Задачи

Планируемые мероприятия

1 этап
— Сентябрьдиагностикооктябрь
организационный

Подготовить
условия
для
формирования
системы работы с
одаренными
воспитанниками в
детском саду.

1.Изучение нормативной
базы, подзаконных актов по
данной проблеме.
2.Разработка программы
работы с одаренными
детьми.
3.Разработка структуры
управления программой,
должностных инструкций,
распределение
обязанностей.
4.Анализ материальнотехнических,
педагогических условий
реализации программы.

2 этап
—
реализационный,
организационнопрактический

Апробация
1.Диагностика склонностей
системы работы с воспитанников.
одаренными
2.Разработка методических
учащимися.
рекомендаций по работе с
одаренными детьми,
основам научного
исследования, материалов
для проведения различных
мероприятий (тематические
недели, декады),

1.Проведение комплексной психологопедагогической диагностики индивидуальных
особенностей воспитанников на всех ступенях
учебно-воспитательного процесса.
2.Изучение воспитателями стратегий и
технологий работы с одарёнными детьми.
3.Создание творческой работы воспитателей по
работе с одаренными детьми.
4.Социально-психологическая и методическая
подготовка воспитателей детского сада,
ознакомление с передовым опытом в области
работы с одаренными детьми.
5.Создание нормативно-правовой базы.
6.Создание системы диагностики развития
одаренности детей в процессе реализации
программы.
7.Разработка авторских и корректировка
имеющихся программ воспитателей по
различным видам деятельности в ДОУ, и
индивидуальных образовательных маршрутов.
1.Организация деятельности социально-психологической службы по работе с одаренными
детьми.
2.Внедрение педагогических технологий
развития детской одаренности.3.Выпуск
информационных бюллетеней, методических
рекомендаций, памяток по работе с одарёнными
детьми.
4.Пополнение и обновление банка данных
«Одаренные дети ДОУ», банка данных
образовательных программ, методических
материалов, диагностических методик.

3
этап
— .
итоговоаналитический

Переход системы
работы
с
одаренными
детьми в режим
функционирования.

праздников.
3.Формирование
методической библиотеки
детского сада по работе с
одаренными детьми.
4.Повышение квалификации
педагогов в области работы
с одаренными детьми.

5.Психологическая, педагогическая,
валеологическая и социальная поддержка
одаренных детей.
6.Методическая помощь в реализации
программ, обмен опытом и совершенствование
профессионального мастерства педагогов.
7.Систематическая и целенаправленная работа с
одаренными детьми в ДОУ, регулярное
проведение интеллектуально-творческих
мероприятий.

1.Анализ итогов реализации
программы.
2.Осуществление
преемственности в
воспитании и развитии
одарённых детей на всех
этапах воспитания и
обучения в детском саду.
3.Коррекция затруднений
педагогов в реализации
программы.
4.Обобщение и презентация
результатов работы
детского сада в реализации
программы.

1.Обобщение результатов предыдущего этапа
реализации.
2.Коррекция проекта и уточнение программы.
3.Дополнительная апробация изменений,
внесенных в проект.
4.Распространение позитивного опыта,
публикации в периодических изданиях.
5.Сравнительный анализ и обобщение
результатов развития одаренных детей.
6.Мониторинг личных достижений
воспитанников.
7.Анализ деятельности воспитателей по
организации работы с одаренными детьми.
8.Создание системы работы с одаренными
детьми в условиях детского сада.
9.Определение проблем, возникших в ходе
реализации программы, пути их решения и
разработка перспективного плана-программы
дальнейшей работы в этом направлении.

7. Формы работы с одаренными детьми
 Индивидуальный подход в образовательной деятельности, использование
в практике элементов дифференцированного обучения, проведение
нестандартных форм занятий;
 Дополнительные занятия с одаренными дошкольниками, подготовка к
конкурсам, интеллектуальным играм, миниолимпиадам;
 Участие в мероприятиях ДОУ, муниципальных, региональных конкурсах;
 Психологические консультации, тренинги, тестирование;
 Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные
соревнования;
 Использование современных средств информации (Интернет, медиатека,
компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
 Создание детских портфолио.
8. Ожидаемые результаты
1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с
различными типами одаренности.
2. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и
дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей,
создание системы взаимодействия с родителями учащихся.
3. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания
различных типов одаренности.
4. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы
с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественноэстетической и исследовательской деятельности.
5. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
6. Повышение ответственности воспитателей
детского сада при
организации работы с одаренными детьми.
7. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с
одаренными детьми.
8. Повышение качественных показателей учебно-воспитательного процесса
воспитанников.
9. Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного
отношения к одаренным детям.
9. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
1. Количественные и качественные показатели участия воспитанников
мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах.
2. Положительная динамика проявления интереса воспитанников
различным видам деятельности.
3. Положительная
динамика
проявления
интереса
педагогов
исследовательской деятельности.
4. Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих
одарёнными детьми.
5. Уровень социальной успешности воспитанников.

в
к
к
с

10. Формы организации учебно-воспитательной деятельности с
одаренными детьми:
Форма
Задачи
Наглядное
Развитие умственных способностей ребенка:
моделирование
1.
Ознакомление с пространственными
отношениями.
2.
Развитие элементов логического мышления.
3.
Развитие речи и ознакомление с художественной
литературой.
4.
Развитие элементарных математических
представлений.
5.
Подготовка к обучению грамоте.
6.
Конструирование.
7.
Подготовка к сюжетно-ролевой игре.
8.
Ознакомление с природой.
9.
Ознакомление с элементарными физическими
явлениями.
10. Изобразительное искусство.
Спортивные
Развитие физических способностей.
мероприятия
Экспериментальная Выявление новых способностей у детей путем
мастерская
внедрения новых педагогических технологий.
Работа по
Создание индивидуальной траектории развития
индивидуальным
личности ребенка
образовательным
маршрутам
Круглый стол
Психологическое и педагогическое сопровождение
родителей одаренного ребенка;
Совместная практическая деятельность одаренного
ребенка и родителей;
Поддержка и поощрение родителей одаренных детей
Тематические
Создание условий для самореализации одаренных детей
недели (декады),
для проявления творческих и интеллектуальных
праздники,
способностей
конкурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».