13.03.2024
Консультация для
родителей
«Восстановление окружающей среды»
Как не парадоксально это звучит, но спасение земли от полного истощения всех ее ресурсов, во многом зависит от нас с вами. Экологическая помощь начинается с элементарных человеческих понятий, таких как: уборка мусора, осторожное обращение с огнем, очистка водоемов, бережное отношение к живой природе и т.д. Конечно же, это та малость, на которую способен любой человек
Но есть и нечто большее. Дело в том, что в наших руках будущее. Будущее, которое мы создаём сегодня — это наши дети. То, что мы с вами сможем вложить в их мышление, в их образ жизни, в их жизненную позицию, определит, то как ребенок уже в сознательном возрасте будет относится к окружающему его миру.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает
эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах
жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания,
закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это
только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают
экологической культурой - понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся
по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают
наладить взаимоотношения с ним.
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо
исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа
взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а
то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в
результате которых разрушается общий для всех нас Дом.
Родитель должен быть добрым наставником и активным
рассказчиком. Ваши активные объяснения, беседы, наставления должны
подкрепляться личным примером. Потому что ребёнок формирует модель поведения –
отношения, к окружающему миру наблюдая за вами, копирует ваше поведение! В
воспитании так же приветствуется единство требований всех участников процесса
(т. е. все члены семьи должны разделять ваши взгляды в воспитании). Так же
необходимо учитывать индивидуальный возрастной подход (т. е. объяснять ребёнку
нужно понятными для него словами).
Проявляйте достаточную твёрдость и обоснованность в своих
объяснениях в процессе воспитания, тогда увидите результат. Бережное, тактичное
общение с природой следует удовлетворять с учётом времени года. Рекомендуется
совершать совместные прогулки в парк, лес, поле, к водоёму. Совершая прогулки,
одевайтесь по погоде и не оставляйте после себя мусор!
О чем же беседовать с ребенком?! Прежде всего,
необходимо рассказать детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных
объектов, чтобы они поняли главное: Земля – наш общий дом, а человек – часть природы (например,
познакомить их с влиянием водоемов, лесов, воздушной среды и почвы на жизнь человека,
растений, животных).
Следует познакомить детей с проблемами загрязнения
окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на
человеке и живой природе.
Ухудшение экологической ситуации представляет
определенную угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить ребенку, что
выполнение привычных требований взрослых (не пей некипяченую воду, мой фрукты и
овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и
спасти жизнь.
Учите детей ответственному и бережному отношению к
природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда,
не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует также забывать и об
опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.
Рассказать ребенку о ядовитых растениях, которые растут в
лесу, на полях и лугах. Следует объяснить, что надо быть осторожными и
отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки).
Одним из факторов экологической безопасности, как
известно, является работа по восстановлению и улучшению окружающей среды.
Необходимо объяснить ребенку, что нельзя мусорить
на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье
человека, животных и растений.
Весной:
• Рекомендуется наблюдать за погодой весной. Обращать
внимание на появление тёплых дней, на то, как пахнет воздух весной, на то, что
день стал длиннее, а ночь короче, погода очень переменчивая. Уточнить знания о
видах осадков их значении для растений и животных. Во время прогулок одевайтесь
по погоде, не допускайте переохлаждения.
• Совершая прогулки, рассказать ребёнку, что весной
природа просыпается от сна, появляются молодые побеги, почки они очень хрупкие
и нежные. И рассматривать их можно очень аккуратно, стараться не навредить.
• Пригласить ребёнка рассмотреть появившуюся свежую
траву, обратить внимание на её цвет и запах. Объяснить ребёнку, что ходить
нужно аккуратно, не топтать её, потому что она является кормом для многих
животных, ослабевших после зимы.
• Совершить прогулку можно к цветочной клумбе.
Рассмотреть появившиеся цветы на ней. Рассказать ребёнку, что цветы являются
украшением нашей земли и безрассудно их рвать нельзя, помимо этого они являются
источником питания для многих насекомых. Полезно прививать экологическую
культуру в результате совершения совместных, посильных трудовых действий с
детьми (высаживание рассады, полив растений, рыхление почвы, подвязывание к
опоре и т. д.).
• Прогуливаясь по парку, лесу, лугу, объясняйте ребёнка,
что животных, пробудившихся от зимней спячки лучше не трогать. Лишнее
беспокойство может им навредить и для ребёнка встреча с животным может быть
опасной.
• Весна - это время гнездования птиц. Надо рассказывать детям о жизни птиц весной, вести наблюдения за ними. Объяснить, что ломать гнёзда птиц нельзя, шуметь вблизи имеющихся гнёзд запрещено. Так как это может помешать птицам, вывести птенцов и продолжить свой род. Попробовать вместе соорудить скворечники для прилетевших cкворцов.
Летом:
• Можно наблюдать за многообразным цветением клумбы в
летний период. Рассматривать вновь распустившиеся цветы, напоминать детям о
необходимости аккуратного обращения с украшением земли.
• В ходе совершения трудовых действий на клумбах и
огородах, прививать заботливое отношение к цветам и растениям (поливать,
рыхлить почву, прореживать растения, пересаживать, создавать затенения от
активного солнца).
• В это время года, можно легко наблюдать за жизнью
насекомых. Рассказывать ребёнку о многообразии, строении, приспособительных
особенностях, пользе, вреде, чудесах превращения.
• Совершая прогулки, можно понаблюдать за птицами и их
потомством. В засушливое время можно для птиц изготовить поилки и следить за их
состоянием.
• Полезными будут так же наблюдения и за животными.
Обращать внимание на то, как ведут себя животные в жаркое время года, как они
выглядят, что едят и т. д.
• Совершая прогулки, помните о безопасности, не
допускайте перегрева на солнце, пусть общение с животным миром не будет излишне
настойчивым с вашей и ребёнка стороны.
• Помните, что человек – самое совершенное творение
природы. В его силах сохранить и приумножить всю красоту окружающего мира!
• Давайте будем жить в дружном согласии с природой.
Охранять и бережно относиться к её дарам!
Осенью:
• Проводите наблюдение за семенами их разнообразием и
приспособлению к распространению в природе. Бережно обращайтесь с семенами,
храните их в закромах в соответствии с правилами хранения.
• Наблюдайте за погодой. Объясните, что нет плохой погоды
в природе. Что выпадающие осенью осадки необходимы земле для насыщения её
влагой.
• Наблюдайте за деревьями. Объясните, что деревья
готовятся ко «сну» и поэтому сбрасывают листья, если они этого не сделают, они
зимой погибнут. Формируйте способность воспринимать красоту природы, развивайте
желание радоваться и удивляться в процессе общения с природой, учите замечать
красивое в окружающем мире.
• Проявляйте заботу о многолетних растениях, укрывайте
опавшими листьями корни деревьев и кустарников.
• Изготавливайте и развешивайте кормушки для зимующих
птиц, проводите постоянный патронаж птиц в холодное время года.
• Объясните ребёнку, что животных в осеннее время
беспокоить нельзя, в это время у животных снижается активность, нужно проявлять
внимательное отношение к ним, не шуметь в лесу, парке, на водоёме. Шумные
действия могут спровоцировать агрессивное поведение у животных.
Зимой:
• Проводите наблюдение за погодой, падающим снегом,
красотой зимней природы родного края.
• Объясните ребёнку назначение снега, рассказать детям
то, что снег напитывает землю водой и полезными солями. Человек на такой земле
сможет вырастить хороший урожай. Земля под снегом отдыхает, становится
плодородной.
• Наблюдайте за деревьями в снежном уборе. Участвуйте в
совместных рейдах по утеплению деревьев и кустарников снегом, препятствующим
замерзанию.
• Ведите систематичное наблюдение за птицами зимой, следите за чистотой
кормушек и наполняемостью их кормом.
• Совершайте прогулки в лес, парк, поле. Оставляйте на
пнях прикормки для лесных жителей. Ведите себя в лесу тихо. Собираясь на
экскурсию, одевайтесь по погоде, не допускайте переохлаждения.
При общении ребят с природой часто возникает
противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и
животным, любят их, с другой – проявляют жестокость, равнодушие. Почему это
происходит? Дело в том, что ребенок дошкольного возраста не умеет просто
смотреть на бабочку, птичку или котенка. Ему обязательно нужно завладеть ими.
Это часто ведет к тому, что дети наносят вред природе, и никакие объяснения взрослых
не помогают. Это связано с незнанием дошкольником правил взаимодействия с
объектами природы. У детей еще не развито умение обращать внимание на состояние
объектов живой и неживой природы. Поэтому важно формировать у детей
представления о природе и формах отношения к ней, приучать их любить и охранять
природу, формировать сочувственное отношение к представителям растительного и
животного мира. Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к
природе является осознание ими себя как части живой природы.
Ребёнку необходимо живое общение с растениями и
животными, наблюдения и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление
увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы через
книги, слайды, сказки, картины, беседы и т.д. имеют второстепенное значение.
Его задачи заключаются в том, чтобы расширить и дополнить те впечатления,
которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы.
Каждый человек независимо от возраста должен рачительно и бережно относиться к
природе.
В связи с этим перед нами взрослыми, знакомящими
детей с природой, ставятся следующие задачи:
·
Воспитывать у детей
эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы,
формировать эстетические чувства.
·
Воспитывать интерес
к родной природе, желание больше узнать о природе своего края.
·
Формировать бережное
отношение к природе, стремиться к ее созиданию.
·
Знакомя детей с
природой, мы должны не только сообщать им конкретные знания, но и вызывать в
душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства.
Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что
все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может
сохранять и приумножать ее.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.03.2024
Дата обновления: 13.03.2024
Дата публикации: 13.03.2024