Консультация для родителей «Привитие навыков по пожарной безопасности детям дошкольного возраста»

10.01.2022

Консультация для родителей

«Привитие навыков по пожарной безопасности детям дошкольного возраста»

 

В настоящее время безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту, на улицах, дорогах, природе.

Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых - поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.

К сожалению, количество пожаров от детской шалости с огнем с годами не уменьшается. По данным пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара – дети, ¾ из них – дошкольники. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности.

Чем это можно объяснить? К сожалению, современные родители мало уделяют внимания своим детям по причине загруженности или иных личных причин. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого-либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме.

Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например, при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т.п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

1.      предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);

2.      предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

3.      предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

Утром по пути до детского сада или вечером по дороге на тренировку, дома во время игры можно повторять с детьми правила безопасности в разных ситуациях.  Из объяснений родителей ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь как нигде уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, «Кошкин дом» С. Маршака), играми-драматизациями.

Работа по формированию основ пожарной безопасности проводится в три этапа:

1 Этап. Формировать у детей интерес к проблемам собственной безопасности. Как свидетельствуют наблюдения, для детей достаточно несколько бесед и игр, чтобы они усвоили основные правила пожарной безопасности и научились правильно действовать при возникновении пожара.

Проведение беседы и игры целесообразно сопровождать показом открыток, картин, плакатов, рассказом о «добрых» и «злых» делах огня. Необходимо напомнить, что неумелое обращение со спичками может привести к пожару, можно показать макет спичечной коробки со спичками, объяснить их устройство и назначение. Беседу нужно построить так, чтобы убедить детей в небезопасности спичек в их руках и в то же время не возбудить нездоровый интерес.

2 Этап. Формировать основы пожарной безопасности, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!»

Здесь следует помнить, что запретами невозможно избежать несчастных случаев. Нужно стремиться не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях», дать им исчерпывающие знания.

Через игру познакомить детей с правилами эксплуатации электроприборов и телевизоров. Объяснить, почему телевизор можно смотреть только со взрослыми, почему без взрослых нельзя пользоваться утюгом. Для наглядности можно использовать игрушки-модели: утюги, плиты, телевизоры, телефон и т.д.

На данном этапе используется системный подход, формирующий у детей:

-личностные качества- дисциплинированность, культуру поведения, выдержку, внимание;Хочу такой сайт

- определенные знания и умения – ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами, поведения при возникновении пожара.

Внимание обращается на беспрекословное выполнение правил противопожарной безопасности, а также правила «Нельзя!».

«Нельзя»:

- брать спички и играть с ними, жечь бумагу и другие предметы, переносить огонь;

- разжигать без взрослых огонь, включать газовые и электрические приборы; брать горящие угли;

- класть игрушки и другие предметы на горячие плиты и электроприборы.

3 Этап. Формировать правила пожарной безопасности; расширять знания детей о борьбе с огнем; воспитывать ответственное отношение к своей безопасности.

С детьми 6-7 лет знакомятся с причинами возникновения пожара, правилами поведения в этом случае, способами тушения, трудом пожарников. Нужно рассказать, почему при пожаре нельзя прятаться в укромные места (так как это характерно для детей дошкольного возраста), а нужно немедленно постараться выйти из помещения; позвать на помощь взрослых; как погасить маленький огонь песком, водой или ковриком; как вывести из такого помещения других детей; как набрать номер телефона пожарной части, правильно назвать адрес и свое имя. Знание этого номера следует закреплять в ходе игры, когда дети, пользуясь игрушечным телефоном, учатся вызывать пожарную команду.

Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-продуктивной деятельности способствуют формированию поведения в быту.

К сожалению, пока не существует такого единого свода правил, в котором все правила поведения и меры безопасности были бы собраны и популярно изложены. Но есть хорошее пособие (Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. «Безопасность»), восполняющее этот дефицит, может быть полезно родителям, как направленное на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни. В нём изложены несколько игр по формированию правил пожарной безопасности, а также работа в специальных рабочих тетрадях.

Например, Игра «Игровая ситуация.»

С помощью игры предложите детям следующий алгоритм поведения:

Если в доме что-то загорелось- быстро уйти или выбежать из комнаты или квартиры, рассказать об этом взрослым и просить их позвонить по телефону «01», маме на работу; позвонить из телефона-автомата по телефону «01» и сказать, что у вас в доме пожар, при этом обязательно надо назвать свой домашний адрес.

Если в квартире (доме) много дыма- низко пригнувшись, двигаться к двери, прикрывая нос и рот мокрым платком, полотенцем; загорелась одежда — падать и, катаясь, сбивать огонь.

В свободное время можно почитать детям рассказы «Пожар», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Пожар», «Дым», «Пожар в море» Б. Житкова.

Помните, основы безопасности детей закладываются ещё в раннем детстве в родительском доме. Берегите себя и своих детей!




Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 01.02.2022

Дата обновления: 01.02.2022

Дата публикации: 10.01.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».