08.10.2021
Консультация для родителей
«Роль семьи в воспитании патриотических
чувств у дошкольников»
Описание консультации: данный материал будет полезен родителям.
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан
России, патриотов своего Отечества.
Семья – это счастье, любовь и
удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
В наше время в системе
дошкольного образования произошли некоторые перемены: обновляется содержание
образования и воспитания детей, появилось много программ, и тем очевиднее, с
такими изменениями, из поля зрения как – то незаметно выпал раздел
«нравственное воспитание». Тем самым актуальность проблем, связанных с
нравственным воспитанием в современном обществе, приобретает огромную
значимость.
Самым главным в нравственном
воспитании, является приобщение ребенка к культуре своего народа, так как
воспитание личности в ребенке возможно только через приобщении его в культуру
собственного народа. Приобщение детей к историческому наследию воспитывает
уважение, гордость за мир, и землю на которой живешь. Для маленького ребенка
Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в
семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие родителя
и ребенка способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям
и культуре своего народа, а так же сохранению семейных ценностей. Безусловно,
основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание,
интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но
условий для этого сегодня, к сожалению, мало.
В современной семье большую часть
времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные
отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее
важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными
становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за
малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.
Установлено, что в семьях, в
которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше
развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с
родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью,
испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную
опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты
при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей.
Только постоянное общение родителей с ребенком
способствует установлению глубоких эмоциональных
связей, рождает обоюдную радость.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны.
Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой
формирования патриотизма.
Чувство патриотизма это и любовь к родным местам,
и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с
окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства
своей страны.
Чувство Родины начинается с
восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает
отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но,
пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении
личности патриота.
Именно поэтому родная культура,
как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом,
порождающим личность.
В нравственно-патриотическом
воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких
людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек,
участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов)
необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной»,
«любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к
пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих
героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях
городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Духовный, творческий патриотизм
надо прививать с раннего детства.
Но подобно любому другому
чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он
прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.
Воспитание детей в любви и
уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики.
Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования
положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости,
прилежания, скромности, честности).
Специальные исследования
показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить
друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
При ознакомлении с историей малой
родиной, прежде всего, должна быть организована поисковая деятельность: дети
могут расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия
города, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об
известных людях своего города, на специальных занятиях дети могут обменяться
полученной информацией, предлагать свои версии об истории некоторых названий.
Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее группы (так как
в наше время не во всех садах существуют музеи), способствует уточнению и
дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный
интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам.
Формы взаимодействия с родителями
на данном этапе: совместное с родителями создание фотоальбомов, газет или
статей с историей дома, в котором живет ребенок и его близкие, макета улицы,
составленный из макетов домов детей, совместные прогулки по улицам, с
последующим составлением фотогазеты-отчета о прогулке, тематические
родительские собрания и т.д.
Большим интересом детьми
совместно с родителями может быть составлена схема города, на которой каждый
ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме
обозначаются названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности.
При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют
правила безопасного поведения на улице.
Диапазон объектов, с которыми
знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и область в целом, его
достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь
кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города,
своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему
объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и
живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за
трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет
людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь
большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края,
народными
умельцами. Особенно ценным является участие
родителей и других близких родственниках в этих экскурсиях, это придает знаниям
о родном городе актуальность и непосредственность.
Рекомендации
для родителей.
- Побеседуйте с ребенком о вашей семье; дайте
характеристику каждого члена семьи в отдельности, покажите заботливое
уважительное отношение между всеми членами семьи. Рассмотрите семейные
фотографии; вместе с ребенком составьте «Герб семьи», «Генеалогическое дерево».
С самых ранних лет необходимо научить малыша уважать и беречь семейные
традиции,
знать свою родословную, почитать старшее
поколение. Ведь семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей –
начальное звено нравственного воспитания.
- Знакомьте ребенка с «малой
родиной» - близлежащей улицей, микрорайоном, родным городом, его знаменитыми
жителями, достопримечательностями, символами. Возвращаясь с ребенком из
детского сада, предложите ему игру «Кто больше заметит интересного?», «Что нового
появилось на нашей улице?», «Как горожане украшают свой район к празднику?».
Помогите ребенку увидеть то, что в воспитательном отношении наиболее важно:
труд людей, преобразование облика города, района. Дома предложите ребенку
нарисовать, что больше всего понравилось на прогулке.
- В выходные дни организуйте с
детьми целевые прогулки, экскурсии к памятным местам, мемориалам, Доске почета
в честь героев Великой Отечественной войны; обязательно посмотрите военный
парад и праздничный салют. Ребенка к предстоящей экскурсии следует
соответственно подготовить, продумать, что и как рассказать о том или ином
объекте, напомнить и своим примером показать, что мальчикам необходимо снимать
головные уборы у обелисков; дать возможность возложить к памятникам цветы.
- Необходимо показать детям
хранящиеся дома ордена, медали, фотографии военных лет. Ребенок должен
гордиться тем, что в их семье близкий ему человек был участником Великой
исторической битвы, благодаря которой страна отстояла свою независимость, дала
ему, маленькому гражданину, право на счастливое детство. В День Победы
желательно пойти с ребенком на площадь, где встречаются ветераны, понаблюдать
за встречей. Обратить внимание на радостные лица ветеранов, их светлые слезы,
послушать, как они вспоминают дни войны. Подарите кому-нибудь из ветеранов
цветы, поговорите с ним, дайте возможность и ребенку задать вопрос. Хорошо,
если ребенок в семье услышит песни военных лет.
- Приобщайте ребенка к истокам
русской народной культуры. Знакомьте с художественной литературой по фольклору
– сказками, былинами, преданиями; посетите выставки народного
декоративно-прикладного искусства. Вместе с ребенком попробуйте смастерить
куклу или оберег, расписать матрешку. Изготовление подобных поделок воспитывает
терпение, сообразительность, развивает творческое мышление, умение видеть
возможности творческого преобразования предметов. Это превосходная школа как
патриотического, так и эстетического воспитания.
- Заботьтесь о
духовно-нравственном воспитании малыша; посетите православный храм, побеседуйте
о православии, об истоках русской святости. Рассмотрите подборку иллюстраций с
изображением храмов и их архитектурных особенностей, русских икон; почитайте
ребенку детскую Библию. Дайте первоначальные знания о важных православных праздниках:
Рождество, Масленица, Пасха, Троица.
- Расскажите ребенку о своей
работе: что вы делаете, какую пользу стране, людям приносит ваш труд. Если это
возможно, покажите конкретные результаты труда. Расскажите, что вам нравится в
вашей работе, каких нравственных качеств она требует: ответственности,
внимания, умения контактировать с другими людьми и др.; что было бы, если бы вы
работали плохо.
- Внимательно относитесь к вопросам детей,
показывайте и объясняйте события и факты,
поощряйте любознательность, развивайте
способность наблюдать и анализировать явления. Читайте малышам хорошие умные
книги, посещайте библиотеки, выставки, музеи, участвуйте в
спортивных соревнованиях, творческих конкурсах.
Будьте сами активны и неравнодушны! И результаты не заставят себя долго ждать.
Уважаемые родители, не ищите отговорок,
занимайтесь с детьми. В наше время все экскурсии,
выставки музеи, можно посетить и дома. Но каждому
ребенку необходимо общение со всеми членами своей семьи. Любите и цените каждый
момент своей жизни.
Манукян Мария Юрьевна автор
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.10.2021
Дата обновления: 08.10.2021
Дата публикации: 08.10.2021