08.10.2021
Консультация
для родителей
«Самостоятельность
ребёнка. Её границы»
Я сама
помыла ручки
И сама
надену брючки.
Уложила в койку
мишку
И на лбу
набила шишку.
Утром я
поела кашку
И сама
помыла чашку.
Можно я
сложу игрушки
И пойду
играть к подружке?
Часто, по разным
причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы
стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку
помощь? Может ли ребенок быть самостоятельным?
Самостоятельность –
это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с
раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия
самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Современная начальная
школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному
обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет
важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и
своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность
его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо
выделяют самостоятельность ребёнка, т.к. она способствует развитию его личности
в целом.
Как отмечал Л. А.
Венгер, взрослые учат детей не деятельности, а только действиям. Чем это плохо?
На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности
продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда мы получаем эффект
развития.
Cегодня ребёнок не мотивирован на
реализацию разных видов деятельности, не ставит самостоятельных целей, а лишь
по итогам проводимой с ним работы овладевает некоторыми способами действия.
Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и
осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при
обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении
поставленного кем-то задания. Cамостоятельный ребёнок – тот, который сам ставит
себе цели и может их добиваться.
Проблема формирования у детей
самостоятельности была и остается одной из самых актуальных.
Волевые качества личности
являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть
уделено серьезное внимание. В деятельности и в коллективе сверстников у
дошкольника в первую очередь должны формироваться такие волевые черты
характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость,
выдержка .
Самостоятельность обеспечивает:
Формирование самостоятельности
дошкольника способствует развитию его личности в целом.
Отличительной особенностью
самостоятельности детей старшей группы является ее организованность. Инициатива
ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки
требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют
направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им
или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.
Ребёнка, который ещё слабо
владеет нужными навыками, следует чаще упражнять в трудовых действиях; неуверенного
надо поддержать, убедить, что неудача временная, и если постараться, то всё
получится. Робких, безынициативных нужно чаще ставить в такие условия, когда
они сами должны будут находить выход из создавшегося положения, проявлять
самостоятельность. Детей, постоянно стремящихся стать лидерами, следует
вовлекать в такие ситуации, в которых они оказывались бы в подчинённом
положении, объединять для работы с теми, кто умеет не только трудиться, но и
быть хорошим организатором .
Чтобы дети старшего дошкольного
возраста научились по собственной инициативе находить применение своим силам,
следует на первых порах давать им конкретные задания, поручения,
например, вылить воду из мыльниц и положить просушить, стереть пыль со шкафов,
вымыть комнатные растения. Такие задания нужно давать детям до тех пор, пока
они не научились выполнять их самостоятельно. В дальнейшем руководство
ребят должно состоять в том, что взрослый, не приказывая им прямо, но
учитывая их знания, умения, опыт, побуждает их самих подумать, что и как нужно
сделать. Так у детей формируется наблюдательность, сообразительность,
внимательность .
Необходимо учить дошкольников
в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно, вежливо не только при взрослых,
но и в их отсутствие. Дети должны уметь контролировать свое поведение,
оценивать поступки, доброжелательно и правильно на них реагировать. Взрослый
постоянно напоминает, как нужно себя нести, объясняет, выносит порицания.
Но следует помнить, что нравоучительными беседами на этические темы злоупотреблять
не следует, так как это вызывает у детей негативное отношение к взрослому.
Лучше использовать положительные примеры поведения детей, художественную
литературу.
Дети старшего дошкольного возраста могут
выполнять следующие виды работ:
1. Содержать в
порядке свои игрушки, настольные игры; протирать их сырой тряпкой; мыть
некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые).
2. Протирать
мебель (вместе с кем-то из взрослых).
3. Стирать
одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки
для хлебницы и т.п.
4. Накрывать на
стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после
завтрака.
5. Подметать
сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.
6. Помогать
взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать варёные овощи
для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.
7. Оказывать
посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с верёвки
небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб,
принести, отнести вещь, поднять упавшую.
8. Приносить
воду в небольших ведёрках, колотые дрова.
9. Проявлять заботу о
младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку,
прочитать наизусть стихотворение).
10. Оказывать
внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям .
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.10.2021
Дата обновления: 08.10.2021
Дата публикации: 08.10.2021