08.10.2021
Консультация для родителей
«Самостоятельность ребёнка. Её границы».
Часто,
по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка –
мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку
помощь? Может ли ребенок быть самостоятельным?
Самостоятельность
– это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо
с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия
самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Современная
начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к
школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования,
выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько
качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом
зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника,
исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т.к. она способствует
развитию его личности в целом.
Как
отмечал Л. А. Венгер, взрослые учат детей не деятельности, а только действиям.
Чем это плохо? На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне
деятельности продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда мы
получаем эффект развития.
Вот
три основные ошибки взрослых, мешающих детям расти самостоятельными:
«Нам
некогда». Одно из самых частых оправданий родителей. Кто же спорит, намного
быстрее одеть ребенка самим и сложить за ним игрушки, накормить, чтобы не
испачкал все вокруг, взять на руки, а не ждать, пока он обследует все камешки…
Если ваша цель – самостоятельный и уверенный в себе ребенок, стоит запастись
терпением и дать малышу столько времени, сколько ему требуется.
«Это
опасно». Да, даже в квартире ребенка поджидает множество неприятных сюрпризов в
виде стекол, падающих предметов, углов и т.д. Поэтому ваша задача – обеспечить
малышу такую среду, в которой он сможет безопасно реализовать свою потребность
в самостоятельности, и снабдить необходимыми знаниями. Организуйте места для
хранения игрушек так, чтобы малыш мог без вашей помощи их доставать и убирать,
поставьте горшок в такое место, чтобы к нему было легко добраться в любой
момент, дайте потрогать утюг, когда он будет достаточно теплым... Личный опыт
намного прочнее теории.
«Он
же еще маленький…» Родителям часто хочется пожалеть своих малышей, особенно
когда они встречаются с трудностями. Однако в любом возрасте ребенок должен
сталкиваться с посильными проблемами и наблюдать последствия своих действий. А
для этого взрослым нужно ознакомить малыша с правилами и самим неукоснительно
их соблюдать. Ребенок в состоянии протереть свои ботиночки и убрать их на
место? Получилось у него это сделать под вашим наблюдением? Теперь это правило,
и никакое «Я забыл», «Убери ты» не должно его изменять. Если вы сказали, что
ребенок должен быть в кровати, когда маленькая стрелочка будет на цифре 9,
иначе не будете читать на ночь, то заигравшийся малыш останется без сказки.
Пара уроков, пара скандалов – и ребенок будет вовремя бежать в кровать.
Сегодня
ребёнок не мотивирован на реализацию разных видов деятельности, не ставит
самостоятельных целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает
некоторыми способами действия. Самостоятельность ребёнка в деятельности
проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и
разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при
послушном выполнении поставленного кем-то задания. Самостоятельный ребёнок
– тот, который сам ставит себе цели и может их добиваться.
Проблема
формирования у детей самостоятельности была и остается одной из самых
актуальных.
Волевые
качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их
воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В деятельности и в
коллективе сверстников у дошкольника в первую очередь должны формироваться
такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих
силах, настойчивость, выдержка.
Самостоятельность
обеспечивает формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию
его личности в целом.
Отличительной
особенностью самостоятельности детей старшей группы является ее
организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать
по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста
могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять
порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.
Ребёнка,
который ещё слабо владеет нужными навыками, следует чаще упражнять в трудовых
действиях; неуверенного надо поддержать, убедить, что неудача временная, и если
постараться, то всё получится. Робких, безынициативных нужно чаще ставить в
такие условия, когда они сами должны будут находить выход из создавшегося
положения, проявлять самостоятельность. Детей, постоянно стремящихся стать
лидерами, следует вовлекать в такие ситуации, в которых они оказывались бы в
подчинённом положении, объединять для работы с теми, кто умеет не только
трудиться, но и быть хорошим организатором.
Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной
инициативе находить применение своим силам, следует на первых порах давать
им конкретные задания, поручения, например, вылить воду из мыльниц и
положить просушить, стереть пыль со шкафов, вымыть комнатные растения. Такие
задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять их
самостоятельно. В дальнейшем руководство ребят должно состоять в том, что
взрослый, не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения, опыт,
побуждает их самих подумать, что и как нужно сделать. Так у детей формируется
наблюдательность, сообразительность, внимательность.
Необходимо учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно,
дружелюбно, вежливо не только при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны
уметь контролировать свое поведение, оценивать поступки, доброжелательно и
правильно на них реагировать. Взрослый постоянно напоминает, как нужно
себя нести, объясняет, выносит порицания. Но следует помнить, что
нравоучительными беседами на этические темы злоупотреблять не следует, так как
это вызывает у детей негативное отношение к взрослому. Лучше использовать
положительные примеры поведения детей, художественную литературу.
Дети
старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ:
1. Содержать в порядке свои игрушки,
настольные игры; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки
(целлулоидные, резиновые).
2. Протирать мебель (вместе с кем-то из
взрослых).
3. Стирать одежду для кукол, мелкие
личные вещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.
4. Накрывать на стол, убирать посуду
после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака.
5. Подметать сырым веником пол в
комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.
6. Помогать взрослым в приготовлении пищи:
чистить варёный картофель, резать варёные овощи для винегрета, мыть овощи,
делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.
7. Оказывать посильную помощь в разных
хозяйственных делах: повесить или снять с верёвки небольшое по размеру бельё,
помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять
упавшую.
8. Приносить воду в небольших ведёрках,
колотые дрова.
9. Проявлять заботу о младших брате,
сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть
стихотворение).
10. Оказывать внимание и помощь бабушке,
дедушке, маме и папе, пожилым людям.
Очень
важным для развития самостоятельности ребенка, по мнению психологов, является
то, какую позицию занимают родители. Одни родители придерживаются принципа – максимум
твердости, требовательности и контроля. Они считают, что детей нужно
воспитывать в строгости, их мнение особого значения не имеет, поскольку они еще
мало знают и умеют. А критические замечания в такой семье звучат гораздо чаще,
чем похвала. В другой семье отсутствие четких требований, твердости и
контроля является нормой. Такие родители считают, что целенаправленно
заниматься воспитанием самостоятельности у ребенка совсем не обязательно.
Критические замечания в такой семье звучат редко, как, впрочем, и похвала. В
третьей семье разумный контроль сочетается с доброжелательной
поддержкой и искренней заинтересованность. Такие родители стараются
учитывать мнение ребенка, поддерживают его стремление быть самостоятельным и
независимым.
Так
вот, по мнению психологов, результатом воспитания в первом случае вполне
возможно будет неуверенная в себе, замкнутая, недоверчивая личность. Во
втором – не умеющий себя сдерживать, безответственный, а часто и
неуверенный в себе человек. Третий же вариант воспитания психологи считают
самым оптимальным. Именно у такой личности будет сформирован высокий
уровень самостоятельности, независимости и дружелюбия.
Вот
такие рекомендации родителям по воспитанию самостоятельности у ребенка хотелось
бы дать. Вы сами должны для себя решить: хотите ли вы видеть своего
ребенка в будущем самостоятельным и независимым или постоянно нуждающимся в
вашей помощи, советах, а значит, вы всегда будете чувствовать свою важность,
необходимость в жизни ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.10.2021
Дата обновления: 08.10.2021
Дата публикации: 08.10.2021