Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
08.10.2021
Консультация для родителей
«Роль семьи
в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
В наше время в связи с некоторыми изменениями в системе
дошкольного образования актуальность проблем, связанных с нравственным
воспитанием в современном обществе, приобретает огромную значимость.
Самым главным в нравственном воспитании, является приобщение
ребенка к культуре своего народа, так как воспитание личности в ребенке возможно
только через погружение в историю и особенности развития и становления своего
народа. Приобщение детей к историческому наследию воспитывает уважение,
гордость за мир, и землю на которой живешь. Для маленького ребенка Родина
начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье
начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие родителя и
ребенка способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и
культуре своего народа, а также сохранению семейных ценностей. Безусловно,
основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание,
интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но
условий для этого сегодня, к сожалению, мало.
В современной семье большую часть времени ребенок общается с
мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги,
вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем
чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные
связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже
его родительские чувства.
Установлено, что в семьях, в
которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше
развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с
родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью,
испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную
опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты
при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей.
Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению
глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это
эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой
формирования патриотизма.
Чувство патриотизма это и любовь
к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей
неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей
страны.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед
собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие
впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское
восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать
неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение
имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из
жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной
войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные
понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и
т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою
Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена
увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты
памятники.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего
детства.
Но подобно любому другому
чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он
прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.
Воспитание детей в любви и
уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики.
Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования
положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости,
прилежания, скромности, честности).
Специальные исследования показали, что семья и детский сад, имея
свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во
имя полноценного развития ребенка.
При ознакомлении с историей малой родиной, прежде всего,
должна быть организована поисковая деятельность: дети могут расспросить своих родителей,
дедушек и бабушек об истории названия города, улицы, на которой они живут.
Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях своего города, на
специальных занятиях дети могут обменяться полученной информацией, предлагать
свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и
фотографий, представленных в музее группы (так как в наше время не во всех
садах существуют музеи), способствует уточнению и дополнению знаний детей. В
результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории города,
уважение к знаменитым землякам.
Формы взаимодействия с родителями на данном этапе: совместное
с родителями создание фотоальбомов, газет или статей с историей дома, в котором
живет ребенок и его близкие, макета улицы, составленный из макетов домов детей,
совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты-отчета о
прогулке, тематические родительские собрания и т.д.
Большим интересом детьми совместно с родителями может быть
составлена схема города, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисует
дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначаются названия улиц, места
перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес
детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на
улице.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников,
расширяется — это район и область в целом, его достопримечательности,
исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты.
Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы,
прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у
каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого
необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где
каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них
слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение
приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
Особенно ценным является участие родителей и других близких родственниках в
этих экскурсиях, это придает знаниям о родном городе актуальность и
непосредственность.
Рекомендации для родителей.
Побеседуйте с ребенком о вашей семье; дайте характеристику
каждого члена семьи в отдельности, покажите заботливое уважительное отношение
между всеми членами семьи. Рассмотрите семейные фотографии; вместе с ребенком
составьте «Герб семьи», «Генеалогическое дерево». С самых ранних лет необходимо
научить малыша уважать и беречь семейные традиции, знать свою родословную,
почитать старшее поколение. Ведь семейный очаг, соединение родственных душ под
одной крышей – начальное звено нравственного воспитания.
Знакомьте ребенка с «малой родиной» - близлежащей улицей,
микрорайоном, родным городом, его знаменитыми жителями,
достопримечательностями, символами. Возвращаясь с ребенком из детского сада,
предложите ему игру «Кто больше заметит интересного?», «Что нового появилось на
нашей улице?», «Как горожане украшают свой район к празднику?». Помогите
ребенку увидеть то, что в воспитательном отношении наиболее важно: труд людей,
преобразование облика города, района. Дома предложите ребенку нарисовать, что
больше всего понравилось на прогулке.
В выходные дни организуйте с детьми целевые прогулки, экскурсии
к памятным местам, мемориалам, Доске почета в честь героев Великой
Отечественной войны; обязательно посмотрите военный парад и праздничный салют.
Ребенка к предстоящей экскурсии следует соответственно подготовить, продумать,
что и как рассказать о том или ином объекте, напомнить и своим примером
показать, что мальчикам необходимо снимать головные уборы у обелисков; дать
возможность возложить к памятникам цветы.
Необходимо показать детям хранящиеся дома ордена, медали,
фотографии военных лет. Ребенок должен гордиться тем, что в их семье близкий
ему человек был участником Великой исторической битвы, благодаря которой страна
отстояла свою независимость, дала ему, маленькому гражданину, право на
счастливое детство. В День Победы желательно пойти с ребенком на площадь, где
встречаются ветераны, понаблюдать за встречей. Обратить внимание на радостные
лица ветеранов, их светлые слезы, послушать, как они вспоминают дни войны.
Подарите кому-нибудь из ветеранов цветы, поговорите с ним, дайте возможность и
ребенку задать вопрос. Хорошо, если ребенок в семье услышит песни военных лет.
Приобщайте ребенка к истокам русской народной культуры.
Знакомьте с художественной литературой по фольклору – сказками, былинами,
преданиями; посетите выставки народного декоративно-прикладного искусства.
Вместе с ребенком попробуйте смастерить куклу или оберег, расписать матрешку.
Изготовление подобных поделок воспитывает терпение, сообразительность,
развивает творческое мышление, умение видеть возможности творческого
преобразования предметов. Это превосходная школа как патриотического, так и
эстетического воспитания.
Заботьтесь о духовно-нравственном воспитании малыша; посетите
православный храм, побеседуйте о православии, об истоках русской святости.
Рассмотрите подборку иллюстраций с изображением храмов и их архитектурных
особенностей, русских икон; почитайте ребенку детскую Библию. Дайте
первоначальные знания о важных православных праздниках: Рождество, Масленица,
Пасха, Троица.
Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую
пользу стране, людям приносит ваш труд. Если это возможно, покажите конкретные
результаты труда. Расскажите, что вам нравится в вашей работе, каких
нравственных качеств она требует: ответственности, внимания, умения
контактировать с другими людьми и др.; что было бы, если бы вы работали плохо.
Внимательно относитесь к вопросам детей, показывайте и
объясняйте события и факты, поощряйте любознательность, развивайте способность
наблюдать и анализировать явления. Читайте малышам хорошие умные книги, посещайте
библиотеки, выставки, музеи, участвуйте в спортивных соревнованиях, творческих
конкурсах. Будьте сами активны и неравнодушны! И результаты не заставят себя
долго ждать.
Уважаемые родители, уделяйте своим детям как можно больше
свободного времени. В наше время все экскурсии, выставки музеи, можно посетить
и дома. Но каждому ребенку необходимо общение со всеми членами своей семьи.
Любите и цените каждый момент своей жизни.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.10.2021
Дата обновления: 08.10.2021
Дата публикации: 08.10.2021