Ребенок на пороге школы. Советы учителя-логопеда

13.05.2021

« На пороге школы»

Речь ребенка развивается в двух ситуациях: когда он слышит  чужую речь (осмысливает ее) и говорит самТо есть   чем больше вы говорите с ребенком,  заинтересованно  рассказываете об окружающем мире, отвечаете на его вопросы  и сами задаете их, читаете ему детские книги, побуждаете рассказывать  об увиденном, тем лучше будет развита речь вашего малыша.

Необходимо закреплять и совершенствовать уровень развития всех сторон устной речи, позволяющих свободно вступать в общение с окружающими: произносительной стороны; словаря; грамматического строя; связной речи.

Речевое развитие тесно связано с развитием мелкой моторики. Поэтому выкладывание мозаики,  нанизывание бусин, лепка, рисование, конструирование, пальчиковая гимнастика – это весомый вклад в развитие речи и интеллекта малыша.

К началу школьного обучения ребенку  необходимо:

- обладать большим словарным запасом, уметь пересказать небольшой текст, рассказать о событии, свободно изложить свои мысли, доказать свою точку зрения;

- грамматически правильно оформлять свою речь (верно согласовывать слова в предложении, точно использовать предлоги);

- правильно произносить и хорошо различать все звуки;

- владеть некоторыми навыками языкового анализа и синтеза (уметь разделить слова на слоги, выделять первый, последний звук в слове (в небольших словах называть все звуки по порядку);

- желательно знание букв и умение читать по слогам.


Речевые игры для детей

"Похожие слова"

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. 

Приятель - друг - враг; 

Грусть - радость - печаль; 

Еда - очистки - пища; 

Труд - завод - работа; 

Танец - пляска - песня; 

Бежать - мчаться - идти; 

Думать - хотеть - размышлять; 

Шагать - сидеть - ступать; 

Слушать - глядеть - смотреть; 

Трусливый - тихий - пугливый; 

Старый - мудрый - умный; 

Бестолковый - маленький - глупый; 

Смешной - большой - огромный.


"Два приятеля"

Цель: развитие словаря синонимов.

Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный - (маленький), смелый - (храбрый), прекрасный - (красивый)


"Семейная олимпиада"

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?". Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная …


"Два брата"

Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков. 

Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях. 

Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.

Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев. 

Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик – коврище.


"Назови ласково"Хочу такой сайт

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: 

Цветок красный, а цветочек красненький. 

Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает. 

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое). 

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая). 

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая). 

Ведро синее, а ведерко … (синенькое). 

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое). 

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький). 

Дом низкий, а домик … (низенький). 

Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).


"Магазин посуды"

Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания.

Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. 

Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница.



"Найди по цвету"

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. 

Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: 

Красное - яблоко, кресло, платье. 

Желтая - репа, краска, сумка. 

Синий - василек, баклажан, карандаш.


"Выбери правильное слово"

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других? 

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер. 

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки. 

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку). 

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой). 

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге). 





https://infourok.ru/soveti-logopeda-na-poroge-shkolirech-rebenka-razvivaetsya-v-dvuh-situaciyah-kogda-on-slishit-chuzhuyu-rech-osmislivaet-ee-i-govo-1174853.html

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.05.2021

Дата обновления: 13.05.2021

Дата публикации: 13.05.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».