Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

11.02.2021

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1»

(МАДОУ «Детский сад № 1»)

 

  

 

Методические рекомендации

для воспитателей ДОУ

по формированию

графомоторных навыков

 у детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

Разработали:

Балохина Анастасия Валерьевна –

воспитатель высшей квалификационной категории

Манакова Галина Ивановна - воспитатель 

Фатахова Татьяна Анатольевна –

учитель-логопед высшей квалификационной категории

   

ГО Верхняя Пышма

2021 год

Содержание:

 

 

1.  Введение ……………………………………………………………… 3

2.  Формирование графомоторных навыков ………..... 4

2.1  Развитие мелкой моторики с 5 месяцев до 2 лет ……5

2.2  Двигательные автоматизмы руки ребенка 3-4 лет …. 5

2.3  Двигательные автоматизмы руки ребенка 5-6 лет …. 5

2.4  Готовность к навыкам письма ребенка 6-7 лет …….. 5

3.  Формирование зрительно-пространственной ориентировки ………......................................................... 6

4.  Формирование зрительно-двигательной координации …………….............................................…. 6

4.1  Формирование графомоторных навыков ребенка 1-2 года ……………................................................................... 6

4.2  Формирование графомоторных навыков ребенка 2-3 лет ……………….........................…..............................….. 7

4.3  Формирование графомоторных навыков ребенка 3-5 лет …………….........................…...............................……. 7

4.4  Формирование графомоторных навыков ребенка 6-7 лет …….........................…...............................……………. 7

5.  Систематизация работы по подготовке руки ребенка к письму ….........................…...................................….. 7

 

 

  

Введение

Одна из проблем, с которыми сталкивается современная школа — рост числа детей, не готовых к школьному обучению. Как часто можно услышать и от учителей, и от родителей «Пишет медленно, неуверенно; строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».

 Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста: слабо развиты мелкие мышцы кисти руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев, низкий уровень выносливости мышц к статическим нагрузкам, дети не могут выделить элементы из целой буквы, конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Это явление далеко неслучайное. Причины его уходят своими корнями  в дошкольный период развития. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепление подвижности пальцев, развитие силы, координация движений. Все это – основные составляющие овладения письма.

Навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык».

Графо-моторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет

Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению – уровень развития мелкой моторики.

Всё это говорит о том, что для плодотворного обучения технической стороне письма необходим определённый уровень психофизиологического развития ребёнка, и не только руки, как иногда считают, а прежде всего мышления, памяти, внимания, способности к зрительному пространству восприятия объектов и т.п.

Графомоторные навыки включают в себя:

- формирование мелкой мускулатуры пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений);

- развитие зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по выбору нужных направлений);

- рисование (задания по штриховке по контуру, обводки, срисовывание геометрических фигур, зарисовку деталей, предметов с натуры, дорисовывание незаконченных рисунков, упражнения в дорисовывании, задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти);

- графическая символика (умение изображать узоры, а также правильно изображать с помощью символов).

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу. 

Работа по формированию графомоторных умений и навыков должна начинаться задолго до поступления в школу.

 

Цель:

Подготовка руки ребенка к письму.

Задачи:

1. Организовать пропедевтическую работу по подготовки детей к письму.

2. Разработать и систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребенка.

3.  Сформировать у детей графические навыки.

4.  Развивать целенаправленность действий, умение доводить начатое дело до конца.

  

Формирование графомоторных навыков

 

Формирование графомоторных навыков следует проводить по следующим направлениям:

-             формирование тонкокоординированных движений кистей руки и пальцев рук – развитие мелкой моторики;

Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук. Мелкая моторика развивается у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода:

-       5, 5- 6, 5 мес. – начинает брать предметы;

-       6, 5-7, 5 мес. вращение кистью с игрушками;

-       к 11мес. совершенствование кистевого и пальцевого праксиса;

-       1 г.-1, 5 г. – попытки рисовать «как попало»;

-       1, 5 – 2 г. – появляется тонкая моторика.

-             рисование на подносе манкой;

-             выкапывание игрушек из перловки, фасоли, риса;

-             вылавливание рукой и подручными предметами (ложкой, шумовкой, ситечком, совочком и пр) игрушек из воды, крышечек, счетных палочек;

-             массаж стоп – ходим по крупам ножками;

-             переливание и пересыпание из стаканчика в стаканчик;

-             переливание и пересыпание ложкой переливание и пересыпание с использованием воронки, спринцовки, шприца;

-             наполнение пластмассовой бутылки сыпучими веществами или водой.

И обязательно давайте ребенку поиграть так, как ему хочется (если это безопасно, конечно). Захотел пересыпать совочком не в ведерко, а на пол, рядышком, ну, пускай попересыпает. Предложите ведерко попозже. Захотел поплюхаться в тазу руками, вместо того, чтобы доставать оттуда крышки – пускай, ведь это занятие приносит ему столько радости! Не стоит загонять малыша в строгие рамки, если вы хотите вырастить свободную целеустремленную личность.Хочу такой сайт

 

В 3-4 года появляются двигательные автоматизмы, происходит определение ведущей руки (латерализация)

- раскатывает пластилин, делая неровную «колбаску»

- пытается резать бумагу ножницами

- обрывная аппликация

- пластилинография

- режет бумагу

- рисует (пальчиками, карандашами, мелками, нетрадиционным способом)

 

В 5-6лет

 - штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки;

-   раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;

-    обведение рисунка по контуру без отрыва карандаша и по точкам,

-    разлиновка;

-     лабиринты;

 

В 6 - 7лет – готовность к навыкам письма

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, стимулируя моторику пальцев, импульсы поступают и в речевые центры, что и активизирует речь.

1. Начинать работу по этому направлению нужно с формирования умения выполнять заданную позу, опираясь на зрительный образец и удерживать её.

На данном этапе детям предлагается комплекс статических упражнений для пальцев и кистей рук: «Кольцо», «Мышка», «Зайка и ушки», «Коза», «Гусь», «Петушок», «Курочка», «3 богатыря»

Выполнять упражнения необходимо с ведущей руки, потом дополнительная рука, а затем двумя руками одновременно. Каждую заданную позу удерживать под счет до 5 секунд. Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:

2. Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции или по картинке, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя, и больше. «Коза» – «Улитка». Ребенок переключается с позиции «Коза» на позицию «Улитка» (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счет «раз – два».

Только когда упражнения доведены до автоматизма переходим на следующий уровень.

3. Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук (отработка силы пальцев кистей рук, координация движений.)

- Игры с мелкими предметами (палочками, песком, крупой, бусинками, пуговицами, орехами, мелкими камешками, «Почтовый ящик»).

-Самомассаж рук (массаж с использованием карандашей,  су-джок- тренажеров, шариков, орехов и т.д.)

-Продуктивная деятельность детей (вырезать из бумаги;лепить из пластилина, теста, песка…нанизывать бусины, пуговицы и т.д.; застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки; собирать мозаики и конструкторы; обводить, рисовать, раскрашивать…; рисунки на прозрачную бумагу и т.д.

  

Формирование зрительно-пространственной ориентировки; (ориентировки в окружающем пространстве и развитие ориентировки на листе бумаги)

 а) определение “точки стояния”, т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: “Я нахожусь справа от дома” и т. п.;

б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: “Шкаф находится справа, а дверь - слева от меня”;

в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними, например: “Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее лежит мяч”;

-обучение ориентировке на листе бумаги  (упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия: формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали;

 -вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки, графические диктанты.

-уточнение пространственного расположения фигур и букв.

 

Формирование зрительно-двигательной координации.

Зрительно - двигательная координация – это согласованные действия рук и глаза. Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития. Рассмотрим возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации, которые способствуют формированию графомоторных навыков.

С 1 до 2-х лет.

-малыш может держать два предмета в одной руке;

-держит карандаш в руке и чертит им;

-умеет переворачивать страницы книг;

-из кубиков строит башни;

-складывает пирамидку;

2 до 3 года.

-ребенок открывает коробку (ящик), опрокидывает его содержимое;

-играет с песком, крупами, тестом и глиной;

-открывает крышки, откручивает и закручивает;

-рисует пальцем при помощи пальчиковых красок;

-нанизывает бусы;

-правильно держит карандаш;

-копирует формы несколькими чертами;

-строит из кубиков.

         3 до 5 лет.

-малыш рисует цветными мелками, карандашами, красками;

-складывает бумагу (умеет складывать простые оригами);

-лепит из пластилина и теста разные фигуры;

-шнурует ботинки;

-определяет предметы в мешке на ощупь.

6-7 лет.

- воспринимает движущие предметы;

- прослеживает глазами за действием руки;

-  пользуется карандашом и ручкой;

-  умеет проводить линии (прямые, наклонные, изогнутые) от заданного начала к заданному концу, между границами, по образцу;

- соединяет точки прямой линией;

- выбирает рациональный способ действия при выполнении графических заданий;

- ориентируется на листе и на любом другом пространстве.

 

 Именно эти умения подготавливают руку и глаза ребенка к процессу письма, т.е. развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее. 

 Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз. Многим детям подобного рода задания даются с трудом, поэтому также необходимы систематические упражнения:

 - Штриховки:  в которых необходимо  самостоятельно обвести рисунок по заданным точкам, конструирование по чертежам, выкладывание узоров по в образцу,

- Дорисовки , в которых  необходимо самостоятельно дорисовать недостающую часть рисунка, которая состояла из разных видов фигур и линий.

 - Рисование.  на формирование умения воспроизводить графический образ по представлению, т.е. самостоятельное рисование  знакомых предметов.

Эти повседневные нагрузки  являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.

Кроме того, успешность работы по подготовке руки ребенка к письму зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии педагогов и родителей в форме:

- родительских собраний;

- семинаров-практикумов;

- информационных буклетов, папок-передвижек, родительских уголков с темами: «Как подготовить руку дошкольника к письму», «Тренируем пальчики — развиваем речь» «Точка, точка, запятая» и др.

− индивидуальных бесед и домашних заданий по выполнению отдельных упражнений и т.д.

   Таким   образом, последовательная,   поэтапная    работа по направлениям и уровням увеличения сложности упражнений и заданий,  способствует формированию графомоторных навыков у дошкольников.

 

 

 Ссылка на видео     Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 11.02.2021

Дата обновления: 11.02.2021

Дата публикации: 11.02.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».