02.02.2021
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем образования является укрепление физического и психического здоровья подрастающего поколения. Немаловажную роль в этом играет искусство и, в частности, музыкальное искусство. Музыка является самым сильным средством воздействия на ребёнка, а её лечебный эффект доказан научно. Именно поэтому в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста музыку необходимо использовать, как особенно эффективное средство в решении образовательных и коррекционных задач. Возможности для приобщения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья к музыке существуют не только в детском саду, но и в условиях семьи. Именно семья является гарантией эмоционального благополучия ребёнка, помогая ему познать окружающую социальную действительность, приобщить его к культуре всего человечества, культуре своего родного края. В уютной домашней обстановке ребенок с ограниченными возможностями здоровья чувствует от своих родных сочувствие, сопереживание, что, в свою очередь, гарантирует ему необходимую поддержку, обеспечивает готовность к сложным условиям современной жизни.
Формы приобщения к музыке детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях семейного воспитания могут быть самыми разнообразными: это и семейные праздники, и посещение детских музыкальных театров, и создание своего домашнего театра, а также организация различных видов развлечений, таких как: игры-забавы, веселые конкурсы, музыкальные семейные вечера и т.д.
Семейный праздник – это одна из форм семейного досуга, которая составляет жизненный уклад семьи. К таким праздникам можно отнести дни рождения членов семьи, национальные праздники семьи, государственные календарные праздники. Композиция таких праздников должна быть хорошо продумана всеми членами семьи, так как именно она будет являться залогом хорошего настроения всех, кто в нём будет принимать участие. Продумано должно быть всё: музыка, используемая для игр и танцев; забавы и игры, которые создадут эмоциональный подъём; призы и сувениры для виновников тожества, гостей и т.д. Одним из важных моментов семейных праздников должен стать сюрпризный момент, который взрослые могут подготовить без участия самого ребёнка. В программе семейного праздника может быть маленькое застолье с любимыми угощениями, а также небольшой концерт, подготовленный силами взрослых и детей. Готовясь к семейному празднику необходимо заранее продумать о музыке, которая будет звучать на всём его протяжении. Эта музыка должна быть доступна не только для детского восприятия, но и для её исполнения детьми как вместе с родителями, так и самостоятельно. И пусть это исполнение будет не очень высокого качества, зато её исполнит сам ребёнок, да ещё и со своими родителями или братьями и сёстрами. В этом случае праздник запомнится
надолго!
Одной из эффективной формы приобщения детей с ограниченными возможностями может стать домашний театр. Особенностью организации такой формы является увлеченность самих родителей и их желание сделать жизнь своего ребёнка увлекательной и интересной, поможет детям развить их способности, расширить их кругозор. Родителями в условиях создания домашнего театра могут использоваться разные его виды: кукольный театр, драматический театр, музыкальный театр и т.д. Самое главное – любой из театров должен помогать в удовлетворении потребностей ребенка в самовыражении, позволяя ему реализовать накопленный физический и эмоциональный опыт. Участие ребёнка в театре поможет ему снять напряжение, стресс, разрешить конфликтную ситуацию, поможет приобрести навыки поведения в социуме и т.д. В домашнем театре можно использовать как имеющиеся дома игрушки, так и изготовленные куклы своими руками. К изготовлению кукол полезно привлекать самих детей. Сделанные собственными руками куклы, декорации для различных видов театра доставят ребенку много радости и удовлетворения от того, что он сделал это своими руками. Кроме того, ребёнок будет с удовольствием их использовать в своих играх, разыгрывая сюжет знакомых ему сказок, а также сочиняя эти сказки сам.
Детям очень нравиться самим перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектакле и т.д. И в этом родители могут им помочь, активно поддерживая их инициативу, изготавливая импровизированные костюму, участвуя в этих мини спектаклях в качестве рассказчика или в качестве одного или даже нескольких персонажей. Подготовленные заранее маленькие представления, дети вместе с родителями могут показать своим гостям во время семейных праздников. Приобщая детей с ограниченными возможностями здоровья к музыке, родители могут стать инициаторами организации таких форм, как игры-забавы, музыкальные конкурсы, подвижные игры под пение, игры-драматизации, пантомимы под музыку, а также послушать с детьми музыкальные сказки, радио- и телепередачи и др. Для осуществления этой интересной работы в семье необходимо создавать соответствующую музыкальную среду, которая предполагает обязательное наличие домашней музыкальной фонотеки, музыкальных инструментов.
Взрослым необходимо помнить о том, что музыка, которую они хотят использовать в общении с детьми, должна быть доступной для их восприятия, ценной в художественном отношении, воспитывая у ребёнка нравственно-эстетические чувства, способствуя первоначальному формированию основ его музыкального вкуса. Необходимо помнить о том, что для общения ребёнка с музыкой следует отводить удобное режиме в режиме дня. Именно взрослый в этом процессе выполняет ведущую роль. Источником новой информации, разнообразных впечатлений, которые дети отражают в своей музыкальной деятельности, музыкальных играх являются радио- и телепередачи. Именно они предлагают ребёнку различные модели поведения, что особенности важно для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти впечатления – мощный стимул и для развития творческих проявлений ребенка.
Для того чтобы эта работа велась успешно, необходимо тесное взаимодействие семьи и детского сада, построенное на принципах взаимодействия и взаимодополнения. Благодаря этому взаимодействию родители, обогащая свои собственные представления о формах семейного музыкального воспитания, будут эффективно осуществлять музыкально-эстетическое развитие своего ребёнка в домашних условиях.
Литература
Алферова Т.Н., Воронова И.Н., Зарин А. П., Полутина Т.И. Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе в специальных дет-их садах для детей с нарушениями интеллекта. — СПб., 1994. Пасов М. Я. Движение под музыку // Избранные психологические про-я. — М., 1975.
Бочарова Н.И., Тихонова О. Г. Организация досуга детей в семье. — ML, 2001.
Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л. И. Музыкальные занятия в детском саду. — М., 1984.
Выготская И. Г., Пелингер Е. Л., Успенская А. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. — М., 1993.
Зверева О.Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М., 2000.
Играем и танцуем / Сост. С.И.Бекина, Э.В.Соболева. — М., 1984.
Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1979.
Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. — М., 1986.
Комиссарова Л. Н. Формирование музыкальных знаний и активизации музыкального восприятия у старших дошкольников // Исследование проблем дошкольного воспитания в трудах молодых ученых. — М., 1985.
Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М., 1999.
Кульбуш Е.А. Обучение пространственной ориентировке слепых младших школьников. — Л., 1988.
Медведева Е.А. Изучение особенностей развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Дефектология. — 1998. — № 4.
Носкова Л. П., Соколова Я. Д., Гаврилушкина О. П. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1993.
Озерецкий Н. И. Шкала исследования моторной одаренности по методу профессора Н. И. Озерецкого. — М., 1938.
Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. — М., 1980.
Трофимова Г. В. Развитие движений у дошкольников с нарушением слуха. — М., 1979.
Шершнева Е. Ф. Музыкально-двигательные занятия с коллективом заикающихся детей младшего возраста // Из опыта логопедической работы. — М., 1955.
Яшунская Г. И. Музыкальное воспитание глухих дошкольников. — M. 1977.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.02.2021
Дата обновления: 03.02.2021
Дата публикации: 02.02.2021