11.03.2020
Одни дети лучше запоминают стихи на
слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим
необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна
абсолютная неподвижность.
Независимо от методов заучивания
стихотворений, следует соблюдать основные правила.
Как учить стихотворение?
Первый этап
Ребенку читают стихотворение
выразительно, а затем рассказывают о содержании и объясняют непонятные слова.
Содержание
стихотворения должно быть выбрано соответственно возрасту. Чем меньше ребенок, тем больше
глаголов-движений и меньше эпитетов-прилагательных должно быть в тексте.
Второй этап
С ребенком беседуют по содержанию
стихотворения: например, о том, кто главный герой, что произошло, кого встретил,
что сказал, какой герой. Всё это надо для того, чтобы у ребенка сложилась
целостная картина восприятия данного стихотворения.
Третий этап
Дать ребенку такую установку: сейчас я
буду читать, а ты слушай внимательно и запоминай.
Каждое
новое стихотворение взрослый прочитывает 2-3 раза в медленном темпе.
После
этого отдельно читается каждая строчка стихотворения, а ребенок повторяет.
Четвертый
этап
Ребенок рассказывает с небольшой помощью
взрослого.
«Расскажи
мне, что запомнил, а я буду тебе помогать» и подсказывать первое слово в
строке.
Пятый этап
Через некоторое время или на следующий
день повторить еще раз стихотворение
(прочитать и ребенок рассказывает) и очень эмоционально выразить ребенку своё
восхищение: «Боялся, а как выразительно рассказал! Горжусь тобой!»
Что еще влияет на быстроту
запоминания стихотворения?
Объем.
Если
текст большой по объему, это сразу же пугает ребенка. Для детей 3-4 лет
нормальный объем – это 2-3 четверостишья.
Для
старших дошкольников - 3-5 четверостиший.
Если
ребенок понимает, для чего ему надо выучить стихотворение, он осознаннее и
быстрее справиться с задачей. Это может быть подарком для кого-то: мамы,
бабушки, Деда Мороза.
Только
в семь-восемь лет мы будем нацеливать ребенка
на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.
Время.
Уже
давно замечено, что заучивание стихов перед сном облегчает их запоминание.
Ритмичность.
Хорошо
запоминаются стихотворения, которые построены на четком ритмичном повторении.
Делайте
с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения
руками, качание туловищем и так далее.
Повторяемость.
Логопеды
советуют читать как можно больше рифмованных потешек, стишков, загадок и
сказок.
Перечитывайте
их много раз — не бойтесь, что это надоест ребенку. Со временем слова сами по
себе запоминаются, а память ребенка уже натренирована воспринимать и запоминать
рифмы; ему это становится привычным и понятным.
Эмоциональность.
Заучивать
стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В
противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Следует избегать
коллективного заучивания, которое
невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та...»
Соответствие темпераменту.
Шалунам
лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, такие, под которые
можно двигаться. Деткам спокойным -
размеренные, плавные.
Иллюстрации.
Есть
дети, которым иллюстрации помогают запомнить стихотворение, других они
отвлекают. В таком случае лучше сначала рассмотреть картинку, а потом учить
стихотворение, закрыв картинку.
Возможно, вы будете пользоваться несколькими
методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий
радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.03.2020
Дата обновления: 17.03.2020
Дата публикации: 11.03.2020