04.04.2019
«Готовность ребенка к школе»
Выражение «готовность к школе» сейчас мы слышим
достаточно часто, но не все понимают правильно его суть.
Готовность – это определенный уровень психического
развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно
сложное образование. Причем неправильно суживать его исключительно до
«готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребенка
определенной готовности – готовности включаться в ролевые игры, готовности
отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в ВУЗе.
Существует непреложная логика личностного развития:
человек не может в своем развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не
прожил полноценно этап предыдущий.
Чтобы ребенок из дошкольника превратился в
школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые
психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном
возрасте они отсутствуют. «Тренировка» - вообще слово некорректное по отношению
к маленькому ребенку. Натренировать и развить у ребенка моторику, мышление или
память – это еще не значит подготовить его к школе. Готовность – это процесс
внутренний, и извне им управлять невозможно.
Что
отличает ребенка, готового к школе?
Ребенок
должен иметь навыки и способности войти в контакт с
одноклассниками и учителями. Умение ребенка общаться со сверстниками,
действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости —
качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной
среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения
в школе. Это психологи называют личностной готовностью.
Ребенок как бы должен быть готов к
социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он
интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются
только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он
выполняет небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в
школу и учиться. Это недостаток воспитания, и такое поведение является
результатом запугивания школой, особенно если ребенок неуверен в себе, робок
(“Ты двух слов связать не можешь, как же ты в школу пойдешь?”, “Вот пойдешь в
школу, там тебе покажут!”). Поэтому необходимо выработать верное представление
о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной готовности к
школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка взаимоотношениям со
сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя
уверенно и ему хотелось идти в школу.
В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только
то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.
Это называется волевой готовностью.
К 6 годам происходит оформление основных структур волевого
действия. Ребенок способен поставить
цель, создать план действия, реализовать
его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия.
Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью
производимого действия. Но укрепить волевое знание о себе может помочь игра.
Понимающие родители в период работы по дому квартиру превращают в палубу
корабля, космодром, больницу, где выполняются с удовольствием, без угроз и
насилия, определенные задания. В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные движения и
действия. Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от
игры ради выполнения какого-либо “взрослого” задания, способен побороть боязнь
перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Это важно для развития
гармоничной личности.
Также важным аспектом можно назвать формирование у ребенка познавательной деятельности. Она
заключается в формировании у детей небоязни трудностей, стремлении не пасовать
перед ними, разрешать их самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых.
Это поможет ребенку управлять своим поведением в школе. А складывается такое
поведение при наличии между взрослым и ребенком взаимоотношений дружеских,
партнерских.
Интеллектуальная
готовность. Важно,
чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не
заключается в большом словарном запасе. Условия жизни изменились. Теперь
ребенка окружают разные источники информации, и дети буквально впитывают новые
слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, а это еще не значит, что так
же развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать,
обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Поэтому
исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет способен усвоить факты
взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой
способности только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем, не специально
обучая, а при общении. Детей дошкольного возраста характеризует общая
любознательность. Это возраст “почемучек”.
Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной,
у детей возникает интеллектуальная
пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих. Как этого
избежать? Психологи советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает
ребенок, так как общение с родителями — огромная радость и ценность для
ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то
малышу будет легче развиваться. К сожалению, родители часто отмахиваются от
надоевших вопросов — это
и является основой интеллектуальной пассивности. Также к этому ведет и
“пичкание” ребенка готовыми знаниями.
Даже тогда, когда он сам может обнаружить все новые свойства предметов,
заметить их сходство и различие. Поэтому необходимо вместе с ребенком
приобретать знания об окружающем мире и формировать его мыслительные навыки.
Пусть он научится ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные
сведения.
К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой
адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знать имена
и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка — чей-то папа
(отца или матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и
основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели, текущий год. Знать
основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных. Дети должны ориентироваться во времени, пространстве
и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать
пространственно-временные и причинно-следственные
отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания
приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об
окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому
будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм,
задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял
определенное явление природы, поступки животных, людей.
Часто дети все понимают по-своему.
Если это фантазирование (Дед Мороз приносит зимой подарки), не стоит разуверять
в этом ребенка, но если это явное непонимание происходящего, нужно объяснить
ситуацию достаточно просто для сознания ребенка. Примером может служить вопрос:
“Кто всех сильнее в сказке “Репка”?”. На него часто дети отвечают: “Мышка”. И
только после вопросов и объяснений они приходят к правильному решению.
Беседа с ребенком должна быть
простой и не слишком длинной, так как он может почувствовать скуку и утомление.
Интерес — главное в общении. Разжигают интерес наводящие вопросы, например, о
сходстве и различии двух предметов (мяч, воздушный шар), двух явлений (дождь,
снег), понятий (страна, город). Различия устанавливаются чаще всего легко, а
сходства сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол,
стул, кресло — мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать
предметы, в которые можно что-либо положить, предметы, которые светятся, и т.
д. Эта игра полезна и интересна для ребенка. Просите ребенка пересказать фильм
или книгу, особенно когда он читал ее самостоятельно. Если вы не понимаете, о
чем идет речь, значит, и ребенок плохо понял смысл прочитанного или
просмотренного.
По возможности оградите ребенка от просмотров взрослых фильмов. Такие фильмы
только засорят его сознание. Не стоит развивать своего ребенка только в одном
направлении, так как он может не ориентироваться в других областях знаний. Это
предостережение относится к тем родителям, которые хотят сделать из сына или
дочери вундеркинда. Не надо спешить, так как ваш одаренный, необыкновенный
ребенок может не найти места в коллективе и не адаптироваться к школьной
программе. Нужно стараться не фиксировать его внимание на узкой
“специализации”, а помочь развиваться гармонично, всесторонне, учитывая
возрастные особенности детской психики и состояние здоровья.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.04.2019
Дата обновления: 17.04.2019
Дата публикации: 04.04.2019