09.10.2024
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Учим ребёнка общаться
Родителям хочется видеть своего
ребёнка счастливым, улыбающимся,
умеющим общаться с окружающими
людьми. Но не всегда ребёнку самому удаётся разобраться в сложном мире
взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых - помочь ему в
этом.
Способность
в общении включает в себя:
1. Желание вступать в контакт с
окружающими («Я хочу!»)
2. Умение организовать общение («Я
умею»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально
сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
3. Знание норм и правил, которым
необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).
В
возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими
потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и
в общении. Большинство родителей уверены в том, что ребёнку нужны тёплый дом,
хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим
обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто
знаний о том, как помочь ребёнку в его трудностях, как стать не просто
родителями, настоящим другом. Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные
трудности в общении дошкольника –конфликтность, агрессивность, застенчивость и предложить варианты
игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребёнка могут быть
психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные
отношения в семье.
Важным
компонентом благополучного развития ребёнка является формирование адекватной
самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую
не давая себе отчёта в этом (уже с самого раннего возраста). Качества
адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность,
желание идти на контакт.
Советы родителям по формированию
адекватной самооценки:
- Не
оберегайте своего ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все
проблемы, но не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребёнок
выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;
- Не
перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого
заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима
с поступком;
-
Поощряйте в ребёнке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также
покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;
- Не
забывайте поощрять и других в присутствии ребёнка. Подчеркните достоинства
другого и покажите, что ваш ребёнок может также достичь этого;
-
Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;
- Не
сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким
он был вчера и, возможно, будет завтра).
Игры,
позволяющие выявить самооценку ребёнка
«ИМЯ»
- предложить ребёнку выбрать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить
свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию
о восприятии и принятии имени ребёнком.
Как строить взаимоотношения с
конфликтными детьми:
-
Сдерживайте стремления ребёнка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать
внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотание чего-либо с
обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет
времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;
- Не
стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребёнка в её возникновении и
защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;
- После
конфликта обговорите с ребёнком причину его возникновения, определите
неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь
найти иные возможности, способы выхода из конфликтной ситуации;
- Не
обсуждайте при ребёнке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о
том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;
- Не
всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе
игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим
конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, при
этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них
всегда побеждает, а другой выступает жертвой, следует прервать такую игру,
чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.
Принципы общения с агрессивным
ребёнком:
- Для
начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребёнка: он
может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии,
стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;
-
Помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые
неэффективные способы преодоления агрессивности;
- Дайте
возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты.
Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на
мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость;
-
Показывайте ребёнку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте
конфликт, не допускайте при ребёнке вспышек гнева или нелестные высказывания о
своих друзьях или коллегах, строя планы мести;
- Пусть
ваш ребёнок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и
понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он
видит, что нужен и важен для вас.
Игры на выплеск агрессивности:
«Брыкание»
- ребёнок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает
брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются.
Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребёнок
говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.
Застенчивость
Последствия:
-
Препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и
получать удовольствие от приятного общения;
-
Удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;
- Не
дает другим людям возможности оценивать положительные качества человека;
-
Усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;
-
Мешает ясно мыслить и эффективно общаться;
-
Сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.
Помощь
ребёнку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребёнок еще маленький.
Так как с возрастом у застенчивого ребёнка складывается определенный стиль
поведения, он начинает отдавать себе отчёт в этом своем недостатке.
Советы родителям замкнутых детей:
-
Расширяйте круг общения вашего ребёнка, приводите его в новые места и знакомьте
с новыми людьми;
-
Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребёнку, что
нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с
тем или иным человеком;
-
Стремитесь сами стать для ребёнка примером эффективно общающегося человека;
- Если
вы заметили, что несмотря на ваши усилия, ребёнок становится все более
замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.
Уважаемые родители - надеюсь, что эти рекомендации
помогут Вам в вопросах воспитания детей.
ав АвторШлыкова Н.З.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.10.2024
Дата обновления: 09.10.2024
Дата публикации: 09.10.2024